Передача и получение информации

Начало фазы передачи информации логически продолжает начало беседы и одновременно является "трамплином" для перехода к конечной фазе - получению информации, вопросам, которые являются важными критериями работы. Передача информации - это процесс общения между Вами и кандидатом, в ходе которого Вы пытаетесь создать достаточную информационную базу для дальнейших вопросов .Сама фаза передачи информации состоит из следующих элементов:
- информирование собеседника (общее и целенаправленное);
- постановка вопросов;
- слушание собеседника;
- наблюдение за реакциями собеседника и их анализ с точки зрения психологии.
Передача и получение информации, а тем более постановка вопросов требуют подготовки, разработки системы (бланка интервью), обдумывания формы и содержания.
Слушание собеседника и анализ его реакций требует от интервьюера умения, терпения, большого внимания, такта и сосредоточенности, а главное - нельзя допускать "давления" авторитета интервьюера. Именно подобное влияние авторитета часто является главной причиной того, что кандидат информирует Вас не полностью или неточно, или вообще не сообщает Вам о важных событиях, фактах, проблемах. Он просто считает, что интервьюер об этом уже знает или что для интервьюера это не имеет значения, и его сообщение неуместно или является само собой разумеющимся.
Случается, что признавая авторитет интервьюера в данной области, кандидат опасается, что в его сообщении обнаружат ошибки и недочеты, а также почувствуют его неподготовленность или незнание предмета. Для успешного проведения данной фазы интервью следует применять "Вы - подход", то есть подход, в соответствии с которым на первый план выдвигается кандидат, его спонтанная информация, его задачи и проблемы. Необходимо использовать "язык" кандидата при передаче и получении от него информации в целях сведения к минимуму потерь, возникающих в процессе разговорного общения.
Интервьюеру необходимо слушать, слушать и еще раз слушать собеседника, когда он говорит или спрашивает.
Процесс слушания можно разделить на две фазы: фазу поддержки и фазу комментирования.
Обычно интервьюер сопровождает речь кандидата разнообразными движениями (кивки и покачивание головой, жестикуляция, взгляды, поддакивания, хмыкание и т.п.). Это вокально-мимико-пантомимическое сопровождение выполняет роль поддержки и служит знаком слушания для кандидата и средством организации внимания для интервьюера. Ту же функцию выполняют и короткие реплики интервьюера. При произнесении реплик используются такие приемы, как "эхо" ( повторение последних слов собеседника), эмоциональное сопровождение ( одобрительные возгласы), побуждение ( "Ну и...", "И что дальше..." и т.п.).
Во время же комментирования используются такие типы высказываний как критика и выражение недовольства ("Ну, Вы не правы.."), согласие и одобрение ("Как я Вас понимаю!"), анализ и интерпретация ("Вы говорите так, потому что..."), поучение, советы ("На Вашем месте я бы...") и парафраз - передача основной мысли собеседника своими словами.
Также объективной обратной связью с кандидатом, используемой в качестве контроля восприятия услышанного, является эффективное слушание (см. Приложение N 3).
В процессе интервью необходимо внимательно наблюдать за реакциями собеседника, периодически делать в беседе паузы, чтобы отдохнуть и закрепить достигнутое.
Следует обращаться к кандидату по имени, ведь это ему особенно приятно.
Интервьюеру необходим строгий самоконтроль и определенная мера дипломатичности.
Беседу возможно начать следующей или подобной ей фразой:

"Вы - нашей организации, а наша организация - Вам. Вы можете получить любую справку о нас, Вы можете также вести записи. С другой стороны, я попытаюсь выяснить,являетесь ли Вы тем человеком, который соответствует всем требованиям к объявленной нами вакантной должности. Считаете ли Вы эту процедуру нормальным способом знакомства?”

Hosted by uCoz