Вступление в контакт

Нужный тип контакта определяется исходя из выбранной стратегической установки и осуществляется путем применения соответствующих техник ("доминантная" и "аффилиантная"). Решающим здесь будет невербальный компонент. Тип контакта ("сверху", "снизу", "на равных", "дружелюбия", "нейтрально", "агрессивно") устанавливается, как правило, еще до первых слов взаимным расположением в пространстве, позами, взглядами и, возможно, рукопожатиями и улыбками. Лексика играет вспомогательную роль; во вступительных, вернее предварительных фразах интонация важнее, чем содержание. Инициатива в установлении типа контакта принадлежит, как правило, интервьюеру. Кандидату должны быть обеспечены комфортные условия для ожидания перед собеседованием и возможность поговорить в комнате для ожидания с кем-нибудь, кто мог бы рассказать ему об организации и структурном подразделении, где ему предстоит работать.
Интервьюер должен сопроводить кандидата в комнату для собеседования, представить его своим коллегам и предложить присесть. Полный церемониал встречи "гостя" состоит в движении навстречу (в диапазоне от дружественного подхода до обозначения этого движения в виде легкого подъема подбородка), приветствия (рукопожатия, кивки, улыбки и т.п.), установление местоположения (усаживание и т.п.). Установление контакта - абсолютно необходимый этап беседы. Отсутствие или установление не того типа контакта приводит к блокировке дальнейшего развертывания беседы. Контакт устанавливается преимущественно с помощью невербальной техники. Если возникла необходимость в каких-то фразах, можно использовать стандартное: "Как дела?" или еще лучше: "Как настроение?" Их лексическое содержание небогато, но важно не оно само, а возможность передать интонацией нужный настрой. Кроме того, такие фразы являются своеобразными вопросами - фильтрами, с помощью которых решается проблема перехода к следующим фазам деловой беседы. Так, если на вопрос: "Как настроение?" следует спокойный ответ типа "Нормально", "В порядке", "Отлично" и т.п., то можно переходить к формулировке темы интервью. Если же в содержании или тональности ответа есть намек на остроту эмоционального состояния, то следует остановиться на этой фразе, попытавшись снять остроту состояния хотя бы тем, чтобы дать человеку выговориться, "выпустить пар". Например:

- Как настроение?
- Да так себе.
- А что?
- Да опять эти заторы на дороге.

Часто нет необходимости входить в подробности случившегося, достаточно оказать эмоциональную поддержку: "Ну и ну!" Установив нужный тип контакта, после паузы, необходимой, чтобы убедиться, что собеседник готов вас слушать, следует переходить к формулировке цели интервью.

Hosted by uCoz