Государственная служба Российской
Федерации имеет многоплановую структуру,
определяемую:
а) конституционно-федеративным устройством
государства;
б) функционально-видовыми особенностями
деятельности государственных органов.
Государственная служба по уровню осуществления
делится на два вида:
Необходимо подчеркнуть их
единство. Так, государственная служба субъекта
Федерации определяется общегосударственными
установлениями, но некоторые полномочия по ее
организации находятся в ведении субъекта РФ, в
территориальных пределах которого она и
осуществляется. Следовательно, “понятие
государственной службы Российской Федерации,
данное в ст. 2 Федерального закона “Об основах
государственной службы Российской Федерации”,
должно быть единым, общим как для федеральной
службы и законодательства о ней, так и для службы,
находящейся в ведении субъектов Федерации”, так
как в России формируется единая по своим
организационным, нормативно-правовым, кадровым и
информационным основам государственная служба
не только на федеральном уровне, но и на уровне
субъектов Федерации.
В зависимости от органов различных ветвей власти
государственная служба РФ подразделяется на
государственную службу органов законодательной
власти, органов исполнительной власти, органов
судебной власти; иных органов государственной
власти.
Вся государственная служба (ГС), осуществляемая
на уровне РФ, по своему внутреннему содержанию
делится на гражданскую и милитаризованную.
Гражданская ГС – особый вид общественно
полезной деятельности, связанный с реализацией
полномочий государственных органов,
осуществляемый в нормальных условиях
жизнедеятельности общества.
Этот вид по своему содержанию означает
обеспечение деятельности органов
исполнительной власти не в “силовых”
структурах.
Осуществляется как на федеральном уровне, так и
на уровне субъектов.
Гражданская государственная служба делится:
“Милитаризованная” служба
рассматривается как особый вид федеральной
государственной службы, так как связана с
охранительной деятельностью, обеспечением
безопасности граждан, общества и государства в
целом, а также и правопорядка. Для
“милитаризованной” службы характерно деление
на военную и невоенную. В соответствии со ст. 2 ФЗ
№-53 “О воинской обязанности и военной службе”
от 28 марта 1998 г., военная служба представляет
собой особый вид федеральной государственной
службы граждан в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, воинских
формированиях, специализированных федеральных
государственных органах, перечисленных в данном
Федеральном законе, а также в создаваемых на
военное время специальных формированиях.
К невоенной “милитаризованной” службе следует
отнести деятельность прежде всего сотрудников
правоохранительных органов, входящих в систему
федеральных органов исполнительной власти, а
также иных государственных органов и
формирований. По своим признакам данный вид
государственной службы, безусловно, относится к
милитаризованной службе, но следует выделить
один принципиальный момент, позволяющий
говорить о его самостоятельности. Дело в том, что
этот вид службы объединяет особые
административные органы, располагающие
вооруженными отрядами, задачей которых является
поддержание порядка, борьба с преступностью и
правонарушениями, защита существующего
общественного и государственного строя. Строго
говоря, данный вид государственной службы
логично было бы определить понятием
“полицейская служба” или как альтернативу -
“правоохранительная служба”. Прежде всего речь
идет, безусловно, о службе милицейской и смежных
с ней по характеру. Это служба, осуществляемая: в
милиции (СКМ и МОБ); в федеральных органах юстиции
РФ; в таможенных органах РФ; служба судебных
приставов и некоторые другие.
Признаки милитаризованной службы:
Характеристика государственной службы субъектов Федерации
При организации государственной
службы субъектов РФ не могут не учитываться
национальные особенности страны, культурные
традиции, цивилизованные, демографические и иные
факторы, имеют значение в рассматриваемом
аспекте географическое расположение регионов,
развитость в них экономики и социальной
инфраструктуры, степень возможной
самодостаточности, этнический состав,
экологическая ситуация.
Россия – единое, целостное, федеративное
государство. Субъектов Федерации по
территориально-национальному принципу можно
разделить на пять групп, а стало быть, также можно
разделить государственные службы этих
субъектов:
Конституция РФ относит к ведению РФ
федеральную госслужбу, полагая, что
государственная служба субъектов РФ находится в
их ведении, о чем напрямую в Конституции не
упоминается, но закрепляется в Законе “Об
основах государственной службы Российской
Федерации” (п. 2, 3 ст.2). “Госслужба в субъектах
Российской Федерации осуществляется в аппаратах
органов представительной, исполнительной, а
также в иных государственных органах,
выполняющих от имени субъекта РФ его
государственные функции и отнесенной его
законодательными актами к государственной
службе.”
На государственной службе в субъектах РФ не
состоят служащие федеральных органов,
находящихся на территории субъектов, граждане,
работающие в государственных органах по
трудовым договорам, вспомогательно-технический
персонал.
Государственная служба субъектов Российской
Федерации и федеральная государственная служба
различаются тем, что госслужба субъектов
Федерации:
Можно сделать вывод, что
государственная служба субъектов Федерации - это
профессиональная деятельность по обеспечению
исполнения полномочий государственных органов
субъектов Федерации лицами, замещающими
государственные должности категории “Б” и “В”
субъектов Федерации.
Такое понятие государственной службы,
содержащее нормы ст. 2 ФЗ “Об основах
государственной службы Российской Федерации”,
характерно для большинства законов о
государственной службе субъектов РФ. Но
встречаются и отличия.
В ст. 1 Закона Республики Татарстан “О
государственной службе” от 8 февраля 1994 г.
государственная служба представлена как
“осуществление должностных полномочий по
выполнению целей и функций государства в
соответствии с Конституцией Республики
Татарстан, законами Республики Татарстан и
другими законодательными актами, действующими в
Республике Татарстан”. Такая формулировка не
указывает субъекта права – кто осуществляет
должностные полномочия. Кроме того, в статье не
полно указаны источники правового
регулирования.
По некоторым данным, на конец 1997 г. законы о
государственной службе приняли 42 субъекта РФ.
Субъектам РФ предоставлено право
самостоятельно:
Резюме. Российская государственная служба - явление многоплановое, поэтому важное значение имеет ее деление на различные виды. По уровню осуществления она делится на федеральную и субъектов Федерации. По внутреннему содержанию - на гражданскую (общую и специальную) и милитаризованную, осуществляемую только на федеральном уровне (военную и невоенную).