Признаки государственного органа:
1. Формируется по воле государства и от
его имени осуществляет свои функции;
2. Выполняет строго определенные, установленные в
законодательном порядке виды деятельности;
3. Имеет юридически закрепленную организационную
структуру, компетенцию (совокупность прав и
обязанностей), территориальный масштаб
деятельности, специальное положение,
определяющее его место и роль в государственном
аппарате, а также порядок его взаимоотношений с
другими государственными органами;
4. Наделяется определенными материальными
средствами (зданиями, сооружениями, транспортом,
оргтехникой и т.п.);
5. Наделяется полномочиями
государственно-властного характера, состоящими,
прежде всего, в праве издавать различные
правовые акты и обеспечивать их реализацию.
В.Столяренко выделяет следующие
признаки органа государственной власти: 1) орган
государственной власти всегда является частью
механизма государства, но структурно,
организационно и хозяйственно обособленной от
остальных частей этого механизма; 2) орган
государства имеет государственно-властные
полномочия, наделение которыми осуществляется в
особом, установленном государством порядке; 3)
орган государственной власти наделяется
правовыми и материально-финансовыми средствами
для реализации предоставленных полномочий; 4)
орган государственной власти осуществляет
задачи и функции государственной власти; 5) он
вправе (и обязан) использовать предоставленные
ему государственно-властные полномочия
исключительно в рамках своей компетенции; 6)
любой государственный орган состоит из государственных
служащих.
Наиболее существенный
признак государственных органов – наличие государственно-властных
полномочий. Вместе с другими этот признак
позволяет провести четкое разграничение между
государственными органами, являющимися
носителями государственной власти, и
государственными организациями, учреждениями,
предприятиями, а также негосударственными
органами и организациями.
Государственно-властные полномочия выражаются в
компетенции государственных органов и
практически реализуются в принимаемых ими
властно-управленческих решениях.
Для реализации государственных функций
государственные органы наделяются
государственно-властными полномочиями как
внешнего, так и внутреннего характера. Их
деятельность облекается в правовые формы, а
принимаемые ими акты имеют иерархию по
юридической силе и значению. Они осуществляют
правотворческую, правоприменительную,
правоохранительную деятельность, в процессе
которой опираются на интеллектуальную,
организационную, материальную и принудительную
силу государства. Каждое из них представляет
собой относительно самостоятельное, структурно
обособленное звено государственного аппарата.
Вместе с тем государственные органы образуют в
своей совокупности определенную систему,
которая основывается на конституционно
закрепленных принципах.
Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью Российской Федерации (ч.3 ст.5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч.1, 2 ст. 3 Конституции РФ). Граждане Российской Федерации, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей. Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных (центральных), региональных (субъектов Федерации) и местных (территориальных) органов государственной власти. При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Вместе с тем эти органы входят в более крупную систему – систему государственного управления Российской Федерации, так как обеспечивают важные вопросы местного значения, определенные законодательством нашей страны.
В зависимости от классификационного критерия виды государственных органов могут быть распределены:
Такая классификация государственных органов производится как на федеральном уровне, так и на уровне органов государственной власти субъектов Федерации.
3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
Принципы
организации и деятельности государственного
аппарата представляют собой логически
упорядоченную систему идей, основных положений,
которые посредством содержащихся в них
критериев выбора выражают политические и
организационные закономерности государственного
управления и в той или иной мере закреплены в
действующем праве.
Г.С.Яковлев выделяет общие, определяющие
функционирование организации в целом как
системы, и специальные принципы, определяющие
условия функционирования отдельных ее
элементов, а именно – 1)
структурно-функциональные принципы; 2) принципы
организации принятия решений и 3) принципы
организации управления кадрами. К классу общих
организационно-правовых принципов он относит
принципы демократического централизма,
плановости, необходимости контроля, к подклассу
специальных структурно-функциональных
принципов – принципы дифференциации и
фиксирования функций, децентрализации
оперативных полномочий, линейно-функциональный
(сочетания линейных и функциональных начал), к
подклассу специальных принципов организации
принятия решений – принципы персонализации
ответственности, ответственности за принятое и
непринятое решения, соответствия
ответственности предоставленным полномочиям
(баланса прав и обязанностей), к подклассу
специальных принципов организации управления
кадрами государственных служащих – принципы
подбора и расстановки кадров по деловым и
политическим качествам, обеспечения служебной
перспективы, экономии квалификации.
Г.В.Атаманчук предлагает следующую классификацию принципов:
Общесистемными принципами государственного управления являются принципы объективности, правовой упорядоченности и законности государственного управления, разделения власти в государственном управлении, федерализма, публичности.
Проблематика статуса органа государственной власти, в частности органа исполнительной власти, актуальна в наши дни. Не умолкают споры вокруг того, что же представляет собой эта обособленная единица государственного аппарата. На большинство вопросов, касающихся статуса органа исполнительной власти, можно ответить, перечислив основные юридические свойства этого образования. Это:
Сметно-бюджетное финансирование представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреждениям. Бюджетные учреждения получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, называемых сметами. Смета – финансово-плановый акт-план, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих функционирование учреждений и организаций. Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному (усмотрительному) изменению. Данные положения следуют из требований сметно-бюджетной дисциплины и природы самого бюджета, имеющего силу закона. Смета органа государственной власти включает в себя следующие виды расходов:
Государство осуществляет лимитирование
расходов на содержание всех органов
государственной власти РФ.
Также важной характеристикой органа
государственной власти (местного
самоуправления) является осуществление в них
специфической профессиональной деятельности –
государственной (муниципальной) службы – на
государственных (муниципальных) должностях
государственной (муниципальной) службы, которые
учреждаются в особом порядке, государственными
(муниципальными) служащими, правовой статус
которых определен законом.