Тема №6 “Административно-правовые формы и методы государственного управления”
План лекции
1. Понятие и виды
административно-правовых форм государственного
управления.
2. Понятие и виды административно-правовых
методов государственного управления.
Литература:
Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях.
А.П.Коренев “Административное право”. Учебник,
М., 1997 г.
А.П.Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М.Козлов.
”Административное право”. Учебник, 1996г.
Д.Н.Бахрах “Административное право”. Учебник,
1996г.
В.Н.Манохин, Ю.С.Адуликин, З.А.Багишаев
“Российское административное право”. Учебник,
1996г.
А.Б.Агапов “Федеральное административное право
России”. Курс лекций, 1997г.
Д.М.Овсянко “Административное право”. Учебное
пособие, 1995г.
Ю.А.Тихомиров “Курс административного права и
процесса”. Учебник, 1998г.
Л.В. Труханович “Административное право”.
Пособие для подготовки к экзаменам (конспект
лекций). М., 1998г.
А.П. Коренев, Д.Ф. Богатов “Административное
право” Альбом схем. М., 1997г.
Вступление
В предыдущих лекциях мы рассмотрели субъекты административного права. Но субъекты административного права, действуя каждый в рамках своего правового статуса, пользуются при этом различными средствами (техническими, экономическими, организационными, моральными, правовыми и т. д.). Существует, однако, определенная упорядоченность в применении этих многочисленных средств и мер, т.е. применяются все они с соблюдением определенных форм и методов. Эти две категории - форма и метод - охватывают все средства и способы реализации компетенции субъектов административного права и именно они широко применяются в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Вопрос 1. Понятие и виды административно-правовых форм государственного управления.
В административно - правовой науке под
формами управления понимаются внешнее
выраженное действие органа исполнительной
власти или его должностного лица, осуществляемое
в рамках своей компетенции.
Формы управленческой деятельности многообразны.
Классификация форм управленческой деятельности
может проводиться по различным основаниям.
Наиболее распространенным и обоснованным
является их подразделение на правовые и
неправовые.
Правовой считается деятельность, которая
непосредственно влечет определенные правовые
последствия и осуществляется на основе довольно
полного юридического оформления (например,
приказ о назначении лица на должность).
Классификация правовых форм государственного управления.
1.Правотворческая
деятельность.
Правотворческая деятельность заключается в
выработке норм, их изменении или отмене, т.е.
правотворческая деятельность заключается в
издании нормативных юридических актов
управления. (Например, постановление
Правительства, решение местной администрации,
или приказ директора завода и т.д.)
2.
Правоприменительная деятельность.
Это своего рода административное
распорядительство, т.е. применение к конкретным
обстоятельствам положений закона и других норм
права, прежде всего норм административного
права. В этих целях издаются индивидуальные
юридические акты. (Например, если гражданин в
общественном месте выражается нецензурной
бранью, то его привлекают к административной
ответственности за мелкое хулиганство. В данном
случае к нарушителю применяется установленная
норма права, (ст. 158 КоАП РСФСР), предусматривающая
ответственность за данное правонарушение).
В свою очередь правоприменительная
деятельность подразделяется на:
- правоохранительную деятельность
- регулятивную деятельность.
Правоохранительная
форма деятельности нацелена на охрану
определенных управленческих отношений, призвана
обеспечить их неприкосновенность.(Например,
организация ООП при проведении массовых
мероприятий, или обеспечение правил
разрешительной системы и т.д.).
Регулятивная форма правоприменения
используется для разрешения индивидуальных,
конкретных управленческих дел и вопросов.
(Например, урегулирование общественных
отношений, путем заключения какого либо
договора, или установление дорожного знака
“Въезд запрещен” и т.д.).
Кроме того все правовые формы управления по
целенаправленности подразделяются на: внутренние
и внешние.
Внутренние правовые формы деятельности
имеют место внутри организации, ведомства,
органа. Они используются для решения
организационно-штатных вопросов, налаживании
делопроизводства, руководства сотрудниками,
подразделениями. (Например, издание приказа о
поощрении сотрудников).
Внешние правовые формы деятельности
затрагивают интересы нескольких субъектов
государственного управления. Они проявляются
вне организации, ведомства. (Например, заключение
договора на охрану объекта).
Неправовые формы управления
:Неправовые формы государственного
управления не связаны с изданием правовых актов,
не совершают юридически значимых действий. Они
не требуют полного и строго определенного
законом юридического оформления. Их роль, в
основном, вспомагательная. Они подразделяются
на:
- организационные действия (проведение
совещаний, организация учебы и т.д.);
- материально-технические действия (снабжение,
транспорт, обслуживание и т.д.).
Организационную работу исполнительной власти
совершают государственные служащие -
административно-управленческие работники
(специалисты, исполнители, функционеры), в
действиях которых находит свое практическое
выражение повседневная работа, возложенная на
данный исполнительный орган. В орпеделенном
объеме они совершают юридически значимые
действия, но не облеченные в форму правовых актов
управления.
Относительно матеоиально-технических действий
следует иметь в виду, что последние вообще не
могут рассматриваться в качестве форм
управленческой деятельности. Их роль
исключительно вспомогательная, а форма
выражения - неправовая.
Одной из правовых форм
государственного управления является издание
административно-правовых актов.
Издание правовых актов - специфическая и
основная форма для деятельности субъектов
исполнительной власти. Такая их роль
определяется тем, что с их помощью реализуются
непосредственно задачи, функции и полномочия
этих субъектов, т.е. их компетенция.
Акты государственного управления -
это особая юридическая форма выражения
исполнительной и распорядительной деятельности
органов государственного управления.
По своему правовому содержанию акт управления
представляет собой не что иное, как
одностороннее юридически властное
волеизъявление субъекта исполнительной власти,
с помощью которого практически реализуются
задачи и функции исполнительной власти.
Основные черты правовых актов государственного управления.
1. Представляют собой юридический
вариант управленческого решения. Путем его
издания исполнительный орган (должностное лицо)
решает тот или иной вопрос, возникающий в
процессе его деятельности.
2. Издаются только полномочным субъектом
исполнительной власти в пределах его
компетенции, определенной действующим
законодательством либо
административно-правовыми нормами.
3. Правовой акт управления - юридически-властное
волеизъявление соответствующего субъекта
исполнительной власти.
4. Это одностороннее волеизъявление указанного
субъекта, предопределенное началами,
характеризующими исполнительную власть в целом.
5. Содержит в себе юридически-властное
предписание субъекта исполнительной власти,
обязательное для адресата.
6. Определяет правила должного поведения в сфере
государственного управления.
7. Может либо создавать юридическую основу для
возникновения, изменения или прекращения
административно-правовых отношений, либо служит
юридическим фактом, непосредственно
порождающим, изменяющим или прекращающим
конкретные правовые отношения подобного типа.
8. Он может быть издан полномочным субъектом
исполнительной власти в соответствии с
Конституцией РФ, другими законодательными
актами в интересах обеспечения их исполнения.
9. Занимает определенное место в системе такого
рода актов, что означает соответствие акта
данного органа исполнительной власти актам
вышестоящим звеньев системы исполнительной
власти.
10. Представляют собой юридическую разновидность
служебных документов, постоянно используемых в
процессе деятельности исполнительных органов.
11. Издается, как правило, в качестве письменного
юридического документа, но может быть выражен и
устно (например, усный приказ военного командира
для подчиненного).
12. Издается с соблюдением определенных,
официально установленных правил (оформляется
соответствующим образом).
13. Административно-правовой акт может быть
обжалован или опротестован в установленном
порядке.
14. В случае несоблюдения содержащихся в нем
юридически-властных предписаний вызывает особое
юридическое последствие правоохранительного
характера, а именно наступление ответственности
виновной стороны (как правило, наступает
дисциплинарная или административная
ответственность).
Классификация актов государственного управления.
1. По юридическим
свойствам:
- нормативные акты. Нормативные акты
государственного управления содержат в себе
нормы права. Как правило они рассчитаны на
длительное применение. (Например, правила
дорожного движения).
- индивидуальные (административные) акты. Они не
содержат норм права, разрешают конкретный,
индивидуальный вопрос управления и принимаются
на основе нормативных актов. (Например,
составление административного протокола на
правонарушителя).
2. По сроку действия:
- бессрочные. Это акты с неопределенным сроком
действия. Такие акты будут действовать до тех
пор, пока их не отменят. (Например, те же правила
дорожного движения).
- срочные. В этих актах указан срок их действия. По
истечении этого срока акт становится не
действительным. (Например, дорожный знак
“Остановка запрещена” с такое-то по такое-то
время).
- временные. Временные акты, как правило,
действуют в течении неопределенного, но
непродолжительного срока. (Например, введение
чрезвычайного положения на время стихийного
бедствия).
3. По территории
действия:
- акты, действующие на территории всей России.
- акты, действующие в масштабе административно-
территориальной единицы (области, края, города,
района и т. д. ).
4. По компетенции:
- акты гос. управления общей компетенции
(постановление Правительства РФ).
- акты отраслевой компетенции (разрешают дела в
определенной отрасли управления - приказы МВД
РФ).
- акты межотраслевой компетенции (разрешают дела
сразу в нескольких отраслях - решение
Министерства финансов).
5. По видам:
- постановления, решения,
распоряжения, приказы, инструкции и т.д.
6. По способу выражения:
- словесные (письменные, устные).
- конклюдентные (жесты, сигналы, движения).
Отличие актов государственного управления от других нормативных актов.
-
от закона отличается тем, что носит подзаконный характер, издается на основе и во исполнение закона.Требования, предъявляемые к актам государственного управления.
1. Целесобразность акта.
В основе акта должно лежать общественное
благо, он должен быть научно обоснован,
соответствовать реальной обстановке,
своевременно принят, должен предусматривать
механизм его претворения в жизнь.
2. Законность акта.
Акты государственного управления должны
соответствовать существу и цели закона. Должны
быть изданы с соблюдением всех процессуальных
правил. Должны быть изданы компитентным органом
или должностным лицом.
Акты, не соответствующие требованиям законности
считаются ничтожными или оспаримыми.
Ничтожные
- если на это есть прямое указание
закона;
- если грубо нарушена подведомственность
административных дел;
- если нет законного основания для принятия акта;
- если нарушен срок давности и т.д.
Оспоримые - подлежат исполнению, что не
лишает индивидуальных и коллективных субъектов
права оспорить их законность в установленном
порядке.
3. Должен учитывать разграничение предметов ведения и полномочий между субъектами административного права.
4. Должен учитывать правовые акты вышестоящих органов исполнительной власти.
5. Должен быть издан полномочным органом (должностным лицом) в рамках закрепленной за ним компетенции.
6. Должен быть юридически обоснован, в нем должны быть четко определены цели его издания, основания и желаемые юридические последствия.
7. Не должен ограничивать или нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного управления.
8. Должен быть издан с соблюдением установленных для этого правил (процедур). Акт должен быть понятен каждому, оформлен грамотно и надлежащим образом, своевременно доведен до сведения исполнителей.
Акты государственного управления, как
правило, вступают в силу с момента их издания. В
некоторых случаях указывается срок вступления
данного акта управления в силу. Иногда в актах
указывается срок их действия (Привести пример).
Особенностью правовых актов управления является
то, что их действие не ограничивается собственно
сферой государственного управления. В ряде
случаев ими регулируются отдельные стороны
общественных отношений, состовляющих предмет
других отраслей права (например, финансовых,
земельных, экологических). Они служат
юридическим фактом для возникновения трудовых,
налоговых, предпринимательских, частично и
гражданских правоотношений.
Правовые акты управления решают многие вопросы,
связанные с детализацией и конкретизацией
законодательных актов. Например, реализация
Федерального закона “Об основах
государственной службы РФ” потребовала издания
около двадцати президентских указов и
правительственных постановлений.
Изданные в нарушение принципа подзаконности
правовые акты управления могут быть
приостановлены либо отменены в установленном
порядке. В последнем случае полномочия по отмене
противоправных управленческих актов все в
большей степени принадлежат органам судебной
власти. Исполнительные органы (должностные лица)
не могут изменять или отменять судебные акты. Но
они нередко играют роль доказательств по
жилищным, трудовым, административным делам,
рассматриваемым в судебном процессе.
Таким образом, под правовым актом управления
понимается основанное на законе одностороннее
юридически властное волеизъявление
полномочного субъекта исполнительной власти,
направленное на установление
административно-правовых норм или
возникновение, изменение и прекращение
административно-правовых отношений в целях
реализации задач и функций
государственно-управленческой деятельности.
В последние годы появился
новый вид актов, касающихся форм управленческой
деятельности, - так называемые административно-правовые
договоры (соглашения). К ним относятся:
- договоры, заключаемые в соответствии со ст. 11
Конституции о разграничении предметов ведения и
полномочий между РФ и ее субъектами;
- договоры (соглашения) между странами СНГ по
различным вопросам управленческой деятельности;
- договоры (контракты) о приеме на
государственную (в том числе военную) службу и др.
24 июня 1999г. принят Федеральный закон “О
принципах и порядке разграничения предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ” (СЗ №26-99г).
В нем определяются такие основные понятия, как
предмет ведения, компетенция, полномочия
органов, договор, соглашение.
Договором называется правовая форма
разграничения предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти.
Соглашением называется правовая форма
передачи федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Федерации друг другу осуществления
части своих полномочий.
Для административного права важно прежде всего
то, что касается сферы исполнительной власти.
Так, согласно названному закону, предметами
соглашения между федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов Федерации могут быть:
- передача осуществления части полномочий;
- условия и порядок их передачи;
- материально-финансовая основа их передачи;
- формы взаимодействия и сотрудничества при
исполнении положений соглашения.
К числу основных принципов разграничения
предметов ведения и полномочий при заключении
договоров и соглашений законом отнесены
принципы:
- конституционность;
- верховенство федеральных законов;
- равноправие субъектов Федерации;
- недопустимость ущемления прав и интересов
субъектов Федерации;
- согласование интересов Федерации и ее
субъектов;
- добровольность заключения договоров,
соглашений;
- обеспечение ресурсами;
- гласность заключения договоров, соглашений.
Закон также определил процедуру подготовки
договора, соглашения; одобрения или отклонения
проекта договора; подписания, опубликования,
вступления в силу, внесения изменений и
дополнений в них.
Таким образом, из закона следует, что соглашение
является самостоятельной правовой формой
реализации исполнительной власти. Договор же -
это правовая форма регулирования
взаимоотношений между органами государственной
власти Федерации и ее субъектов. Он носит
комплексный характер, так как выражает задачи и
функции всех ветвей (законодательной, судебной,
исполнительной) власти Федерации и ее субъектов,
заключающих договор.
Вывод по вопросу:
Содержание государственного управления составляет деятельность по реализации его функций, осуществляется в установленных формах и соответствующими методами. Формой реализации задач и функций исполнительно-распорядительной деятельности являются акты государственного управления.
Вопрос 2. Понятие и виды административно - правовых методов государственного управления.
Кроме форм управления существуют и
методы осуществления исполнительной власти. Под
методами понимают способы или средства
достижения поставленных целей.
Административно-правовые методы - это
способы реализации задач и функций
исполнительной власти, средства
непосредственного воздействия органов
исполнительной власти на управляемые объекты.
Методы управления показывают, как, каким образом
государство решает задачи в области управления.
Методы управления всегда производны от
политического режима государства.
В сфере исполнительной власти имеются различные
группы общественных отношений, требующих
различного подхода для их урегулирования с
учетом формы собственности, ведомственной
принадлежности и т.д.
Среди разнообразных методов, используемых в
процессе реализации исполнительной власти,
наиболее распространенными методами управления
являются методы убеждения и методы принуждения.
Метод убеждения - это воздействие на сознание
и поведение людей, проявляющееся в широком
комплексе воспитательных, разъяснительных,
организационных, поощрительных мероприятий, в
целях обеспечения правомерности их поведения.
Метод убеждения должен быть основным методом
деятельности органов исполнительной власти, что
предполагает систематическую работу по
убеждению масс, формированию общественного
сознания в необходимости должного поведения
участников управленческих общественных
отношений, строгого соблюдения ими
установленных государством правил. Разъяснение
целей государства, проектов законов,
правительственных программ, проводимых властью
мероприятий и т.п. необходимо потому, что они
затрагивают интересы большинства граждан и
должны быть им понятны. Убеждение выступает и как
средство профилактики правонарушений и
укрепления государственной дисциплины.
Убеждение - это процесс последовательно
осуществляемых действий, который включает в себя
следующие элементы: - овладение вниманием,
внушение, воздействие на сознание, разжигание
интереса, возбуждение желания и т. д.
Существуют различные формы убеждения, среди
них можно выделить следующие: - обучение,
правовая пропаганда, агитация, разъяснение,
обмен опытом, своевременное реагирование на
обращения, личный пример, моральное и
материальное стимулирование. и т.д.
Вторым методом государственного управления
является метод принуждения. В основном он
применяется к тем людям, которые уклоняются от
соблюдения требований законности и дисциплины,
нарушают установленные правовые нормы, правила
поведения. Принуждение, как правило, применяется
в том случае, когда меры убеждения не дают
должного результата.
Метод принуждения - это психическое или
физическое воздействие на сознание и поведение
людей, добровольно не желающих соблюдать
установленные нормы поведения, в целях
понуждения их к должному поведению, путем
применения специальных мер.
В обществе существуют различные виды
принуждения: уголовное, административное,
экономическое, гражданско-правовое,
дисциплинарное, медицинское, педагогическое и
т.д.
Из всех видов принуждения нам предстоит
рассмотреть лишь одно - административное
принуждение, потому что именно административное
принуждение в большинстве случаев применяется
органами государственного управления. Именно
административное принуждение может
использоваться в отношении широкого круга
объектов административного права.
Административное принуждение является
вспомогательным методом осуществления
исполнительной власти, сочетается с убеждением и
применяется в тех случаях, когда убеждения
оказывается недостаточно для достижения цели,
поставленной перед органом исполнительной
власти или его должностным лицом
Цель административного принуждения -
заставить конкретных субъектов права соблюдать
определенные предписания или воздержаться от
тех или иных действий.
Являясь разновидностью государственного
принуждения, административное принуждение
используется главным образом как крайнее
средство обеспечения и охраны правопорядка в
сфере государственного управления, т.е.
выполняет карательную функцию. Однако его
значение не исчерпывается только этим.
Одновременно меры административного
принуждения выполняют и другие функции, т.е.
применяются не только в качестве наказания, но и
для их предупреждения, а также пресечения.
Основные черты административного принуждения.
1. Как правило, применяются во
внесудебном порядке, на основании
соответствующего Закона или подзаконного акта
(при совершении гражданином административного
правонарушения, к нему может быть применена мера
административного принуждения - задержание на
основании Закона о милиции и на основании ст 240
КоАП РСФСР.).
2. Применяются к третьим лицам, т.е. к тем, кто не
находится в непосредственном подчинении (как к
физическим, так и к юридическим лицам).
3. Меры административного принуждения
применяются в целях обеспечения соблюдения не
всех административно-правовых норм, а только тех,
которые формулируют общеобязательные правила
поведения в сфере государственного управления,
не имеющие ведомственных границ (например,
правила дорожного движения).
4. Применяются, как правило, специальными
органами, уполномоченными на осуществление
правоохранительных функций в сфере
государственного управления (ОВД, прокуратура,
налоговая полиция и т.д.).
По своему виду меры административного
принуждения разнообразны. Они различаются по
целям, основаниям и порядку их применения. Все
меры адм. принуждения подразделяются на 3 группы:
- административно-предупредительные меры.
- меры административного пресечения
(пресекательные меры)
- меры административного взыскания
(ответственности)
Рассмотрим их более подробнее:
Административно - предупредительные меры
.Административно-предупредительные
меры применяются в целях предупреждения
возможных правонарушений или предотвращения
наступления опасных последствий, (например, при
стихийных бедствиях). Выражаются они, как
правило, в виде определенных ограничений,
запретов, и применяются как к виновным, так и к
невиновным лицам. В них отсутствует элемент кары.
Несмотря на ярко выраженный профилактический
характер, меры подобного рода осуществляются в
принудительном порядке, т.е. против воли
гражданина. Выражаются они, как правило, в виде
определенных ограничений и запретов. Они не
связаны с совершением правонарушений. Меры
такого рода многообразны, применяются в
различных областях общественной жизни.
Исчерпывающего перечня
административно-предупредительных мер нет.
К ним можно отнести следующие меры:
- личный досмотр и досмотр вещей;
- проверка документов;
- административный надзор;
- введение карантина;
- использование специально-оборудованных машин;
- реквизиция имущества;
- административное задержание. (в первую очередь
это мера административного пресечения, но она
имеет и профилактическое значение.) и т.д.
Применение этих и других мер строго
регламентировано. Например, законом “О милиции”
предусмотрено, что работники милиции вправе
осуществлять следующие
административно-предупредительные меры;
- административный надзор за ранее судимыми
лицами;
- освидетельствовать граждан на состояние
опьянения;
- оцеплять (блокировать) участки местности;
- временно ограничивать или запрещать движение
транспорта и т.д.
Меры административного пресечения
.Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия , применяемые органами государственного управления и представителями общественности в целях прекращения административного правонарушения и предотвращения его вредных последствий, а также создания условий для последующего
привлечения правонарушителя к административной ответственности.К общим мерам пресечения относятся:
1. Меры пресечения,
применяемые непосредственно к правонарушителю:
- требование прекратить
противоправное поведение.
- доставление.
- административное задержание и др.
2. Меры пресечения
имущественного характера:
- изъятие имущества.
- запрещение строительства.
- снос самовольно возведенных строений и др.
3. Меры пресечения
технического характера:
- запрещение эксплуатации
неисправного транспорта.
- приостановление работы предприятия и др.
4. Меры пресечения
финансового характера:
- прекращение кредитования.
- сокращение бюджетного финансирования и др.
5. Меры пресечения
медико-санитарного характера:
- отстранение от работы
инфекционных больных.
- запрещение торговли из-за антисанитарного
состояния и др.
Административное задержание - это
временное ограничение личной свободы лица (как
правило правонарушителя), применяемое в
интересах обеспечения ООП или самого
задержанного. Оно осуществляется на основании
ст. ст. 239-242 КоАП РСФСР и п. 5 ст. 11 Закона о милиции
и используется в целях:
- пресечения административных правонарушений.
- установления личности.
- составления протокола об административном
правонарушении (если нет возможности составить
его на месте).
- обеспечения своевременного рассмотрения дел и
исполнения вынесенных решений.
Сроки административного задержания (ст. 242 КоАП РСФСР).
1. Общий срок админ. задержания не должен превышать 3 часов
.Специальные меры пресечения:
Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы оперативно прекратить противоправное поведение. Эти меры применяются в исключительных случаях, когда общие меры пресечения не дали должного результата. Специальные меры пресечения применяются только компетентными органами, уполномоченными на то законодательством (правоохранительные органы, в том числе и ОВД).
К специальным мерам пресечения относятся
:Применение специальных мер пресечения строго регламентировано. Закон “О милиции” определяет случаи, порядок и условия применения специальных мер пресечения сотрудниками милиции (ст.ст. 12-16).
Основания применения огнестрельного оружия:
1. Для защиты граждан от нападения,
опасного для их жизни или здоровья;
2. Для отражения нападения на сотрудника милиции,
когда его жизнь или здоровье подвергается
опасности, а также для пресечения попытки
завладения его оружием;
3. Для освобождения
заложников;
4. Для задержания лица, застигнутого при
совершении тяжкого преступления против жизни,
здоровья и собственности и пытающегося скрыться,
а также лица, оказывающего вооруженное
сопротивление;
5. Для отражения группового или вооруженного
нападения на жилища граждан, помещения
государственных органов, общественных
объединений, предприятий, учреждений и
организаций;
6. Для пресечения побега из под стражи:
- лиц, задержанных по подозрению в совершении
преступления;
- лиц, в отношении которых мерой пресечения
избрано заключение под стражу;
- лиц, осужденных к лишению свободы;
- а также для пресечения попыток насильственного
освобождения этих лиц;
Основания использования огнестрельного оружия:
1. Для остановки транспортного
средства путем его повреждения, если водитель
создает реальную опасность жизни и здоровью
людей и отказывается остановиться, несмотря на
неоднократные требования сотрудника милиции;
2. Для защиты граждан от угрозы нападения опасных
животных;
3. Для предупреждения о намерении применить
оружие, подачи сигнала тревоги или вызова попощи;
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда
возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.Некоторые авторы учебников “Административное право” (Д.Н. Бахрах), кроме общих и специальных мер пресечения выделяют еще и процессуальные меры пресечения
.Меры административного взыскания.
Административное взыскание - это мера
ответственности за административное
правонарушение. Она применяется в целях
наказания правонарушителя и предупреждения
новых правонарушений. Эти меры содержат элемент
кары.
Мерам административного взыскания будет
посвещена отдельная лекция, где мы их рассмотрим
более подробнее.
Применение мер административного принуждения во
всех его вариантах усиливается в условиях
чрезвычайного положения. Органы,
осуществляющиеуправление в этих условиях,
наделяются чрезвычайными полномочиями,
необходимыми для скорейшей нормализации
обстановки, восстановления правопорядка,
законности и ликвидации угрозы безопасности
граждан. Так возможно:
- временное выселение граждан из районов,
опасных для проживания;
- введение особого режима въезда и выезда
граждан;
- запрещение проведения собраний, митингов,
уличных шествий и демонстраций;
- запрещение проведения забостовок;
- ограничение движения транспортных средств;
- введение комендантского часа;
- приостановление деятельности политических
партий, общественных организаций, массовых
движений и т.п.
Вывод по вопросу:
Административное принуждение связано с принудительным обеспечением должного правопорядка в обществе. Меры адм. принуждения направлены на предупреждение и пресечение адм. правонарушений и обеспечивают привлечение правонарушителей к адм. ответственности.
Вывод по лекции:
Содержание государственного управления представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность осуществляемую в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Эта деятельность осуществляется в строго определенных формах и обеспечивается соответствующими методами, в частности методом убеждения и методом принуждения.