На этих страницах размещены материалы по учебной дисциплине "Управление персоналом" - методические рекомендации по написанию профессиограмм.
Термин “профессиография” происходит
от лат. “профессио” – постоянная специальность,
служащая источником существования, и греч.
“графо” – пишу. Понятие “профессиография”
включает профессиографическое исследование и
его результат – профессиограмму.
Профессиография является разделом двух наук –
профессиологии и психологии труда. Предметом
профессиографии является научное исследование,
описание и проектирование профессий. Результат
профессиографического исследования оформляется
документом – профессиограммой. В зависимости от
целей исследования профессиография (и
профессиограмма) содержит данные о
проектируемой или о существующей профессии (либо
в промежуточном варианте о существующей
профессии с проектируемыми изменениями и
усовершенствованиями в профессиональной
деятельности).
Профессиографическое исследование и
составление профессиограммы являются
необходимыми этапами всех
научно-исследовательских и прикладных работ в
психологии труда, инженерной психологии,
эргономики и в др. случаях изучения труда в целях
его гуманизации. Объектом профессиографии
являются все “простые моменты процесса труда”
(К.Маркс) – целесообразная деятельность субъекта
труда, предмет и средства труда – в их
целостности, качественной и количесвтенной
определенности и конкретной отнесенности к
данной профессии, специальности, рабочему посту
и рабочему месту.
С общими вопросами профессиографии,
психологической классификацией профессий и
профориентации можно познакомиться по работам
К.К.Платонова, Е.А.Климова, И.П.Титовой,
Е.М.Ивановой и др.
Профессиограмма имеет длинное прошлое, но короткую историю.
В донаучной форме она сложилась так же давно, как люди начали выделять профессии из непрофессиональной деятельности. Сам факт наличия в общественном сознании разделения профессий предполагает более или менее ясное, устное или письменное описание каждой из них. Древние мифы, сказки, религиозные системы донесли до нашего времени не только описание профессий, но и вытекающие из них практические рекомендации по вопросам профотбора. Еще Платон в "Государстве" дает практические рекомендации, каких людей, с какими качествами необходимо подбирать для определенных типов работ, профессий. Он делит всех людей по основным качествам, характеристикам, необходимым для занятия того или иного места в государственной
иерархии. Также он говорил, что для занятия руководящих должностей необходимо соответствие наиболее строгим требованиям.Виды профессиограмм и основы их составления
Профессиограммы различаются по цели, с которой они составляются, времени составления, по мере общности и по объему. Наиболее интересны, на мой взгляд, следующие классификации:
По цели составления
Информационная – - предназначена для профконсультационной работы с оптантами – людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии - предполагает описание необходимых характеристик для данной должности кратко, обобщенно.
Диагностическая – производится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. - обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, психологических, гигиенических и социально-психологических характеристик труда, важных для конечного результата работы.
Прогностическое
профессиографирование применяется елях выдачи
обоснованных рекомендаций по совершенствованию
профессиональной деятельности либо
проектирования профессионального роста и
карьеры работников
1. Общая характеристика профессии – история и
перспективы развития профессии,
социально-экономические условия выполнения
профессиональной деятельности,
профессиональная среда
2. Содержание и объем профессионального поля
(профессиональное поле – совокупность трудовых
действий, входящих в состав определенной
профессии, а также нескольких родственных
профессий) – характеристика профессионального
поля, факторы, определяющие профессиональное
поле, прогноз развития профессионального поля
3. Профессиональное образование, подготовка и
повышение квалификации – уровень
профессионального образования,
профессиональная подготовка, повышение
квалификации
4. Профессиональная мобильность работника –
широта профиля специалиста, уровень ключевых
квалификаций, возможности смены специальности и
профессии
5. Оценка перспективности профессии –
профессионально-психологический потенциал
личности, профессиональная активность
работника, профессиональное
самосовершенствование и карьера
Методологическое
профессиографирование позволяет подобрать или
разработать адекватные методы исследования
профессионально значимых качеств и состояний
субъекта труда для изучения динамики их
изменения и характера функционирования
1. Содержание деятельности субъекта труда – виды
действий и их характеристика, характер
планирования и исполнения работы, эмоциональные
проявления, виды помех на рабочем месте, виды
ошибок, травм, брака, возникающих в процессе
деятельности
2. Условия труда – санитарно-гигиеническая среда,
физическая среда, режим труда, форма оплаты труда
и поощрения.
Образовательно-ориентированное
профессиографирование, проспетированное
профессиографирование
1. Паспорт профессии - тип профессии и ее
отраслевая принадлежность; уровень образования
и ступени (категории) квалификации; смежные
специальности и профессии;
социально-профессиональные ограничения
2. Подготовка кадров - форма и уровни
профессионального образования и подготовки
кадров; уровень получаемой квалификации;
перспективы профессионального роста и карьеры
3. Характеристика ведущей деятельности на каждой
стадии профессионального становления – функции,
конкретные виды деятельности, типовые
профессиональные задачи, профессиональные
умения
4. Проспектированная профессиограмма на каждой
стадии профессионального становления
Ведущая деятельность, основные подструктуры
субъекта деятельности – профессиональная
направленность, профессиональная
компетентность, ПВК, профессионально значимые
психофизиологические свойства, -
психологическая характеристика каждой
подструктуры личности
5. Санитарно-гигиенические условия труда - режим
труда, нервно-психическая напряженность,
сенсомоторная и перцептивная сферы, медицинские
противопоказания
По мере общности:
Общая – описывает общие основы профессиографирования для всех или группы профессий и как правило носит научный характер, а не прикладной.
Групповая – исследует и описывает группу профессий, выделенных на основе общего признака.
Монографическая – описывает одну определенную профессию, что на мой взгляд наиболее интересно и применимо в рамках моей области исследования.
Изучение поведения, его внешней
картины естественно переходит в изучение
внутренних его психологических механизмов –
внутренней картины труда, т.е. то, что составляет
содержание сознания субъекта труда, работающего
человека. Во внутреннем плане трудовая
деятельность есть множество задач, решаемых, как
правило, последовательно, в соответствии с
выбранными или воспринятыми приоритетами.
ВКТ – это процесс непрерывного отражения в
сознании меняющейся обстановка, собственной
активности и ее регуляция во времени на основе
обратных связей и сенсорно-моторных или
интеллектуальных коррекций. В формировании ВКТ
участвуют все психические процессы –
познавательно - преобразовательные,
эмоциональные и волевые.
Следовательно, профессиографическое описание –
это попытка отразить как внутреннею, так и
внешнею картину труда, описание всех
субъективных и объективных характеристик труда.
Сопоставление внутренней и внешней картин труда
происходит в психограмме, которая является
основной частью профессиограммы. Иногда под
психограммой понимается графическое
соотнесение технологических операций и
необходимых для их осуществления
психологических качеств профессионала. Внешняя
картина труда разбита на три основных блока,
внутренняя представлена как структура психики
человека – от психических процессов до свойств
личности.
Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1992.
Часть1. Общая социальная и профессиологическая характеристика профессии
1. Название профессии по официально
принятой номенклатуре
2. Таксономические сведения: форма, тип, класс,
группа, специальность.
3. Название рабочего поста.
4. Престиж
5. Должностной оклад и его оценка
6. Краткая характеристика основных обязанностей
7. Необходимое образование
8. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а
также перспективы административного, научного и
др. видов продвижения.
9. Краткая характеристика требований профессий к
безошибочности и надежности.
10. Основные особенности общения: постоянное или
эпизодическое, с узким или широким кругом лиц,
непосредственное или опосредованное
техническими средствами, характер общения –
узко профессиональное, с посетителями,
клиентами, в условиях обслуживания людей и
руководства подчиненными и т.д.
11. Краткая характеристика основных особенностей
динамики трудовой деятельности (возрастные
ограничения, большая текучесть кадров и т.д.)
12. Референтное событие, частота и др. особенности.
13. Профессиональные вредности, льготы и др.
особенности, отличающие данную профессию от
большинства других.
Часть 2. Психограмма
А. Трудовое поведение (описание трудового поведения и внутренней картины труда)
1. Фотография рабочего дня
2. Хронометраж и описание референтного события
3. Описание и оценка динамических факторов труда
(работоспособность, утомление, надежность,
безошибочность)
4. Условия труда и их влияние на динамические
факторы труда.
5. Психологическая оценка рабочего места и
трудовых действий
6. Психологический анализ ошибочных действий
В. Требования на уровне психических процессов
Г. Требования на личностном уровне
Рекомендуется иметь в виду следующие черты характера – социальная активность, принципиальность, честность, самостоятельность, инициативность, организованность, дисциплинированность, терпение, уступчивость, внимательность и т.д.
Д. Референтное событие
Психологическое описание и оценка РС часто ложатся в основу выводов и рекомендаций по всему профессиографическому исследованию и потому, требует к себе особого внимания
.Часть 3. Заключение
В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формируются основные рекомендации научного и (или) практического характера в таком порядке:
Принципы профессиографии по В. Бодрову
1. Специфичность (конкретность)
описания определенной деятельности
2. поэтапность изучения деятельности –
процессуальная последовательность сбора и
анализа материала (этапы – информационный,
аналитический, синтетический,
экспериментальный, результирующий
3. направленность описания – соответствие
конкретным целям изучения и конкретной
практической задаче
4. селективность (избирательность) объекта
изучения – концентрация на специфике
субъектно-объектных взаимосвязей, наиболее
сложных задачах трудового процесса
5. многоуровневость (комплексность) изучения
субъектно-объектных взаимосвязей на всех
уровнях функционирования системы деятельности
6. динамичность изучения – с учетом
развития субъекта и изменения деятельности
7. системность – изучение взаимосвязей и
взаимовлияний отдельных компонентов
деятельности на всех ее иерархических уровнях
8. идентичность методических приемов и программ
изучения и описания – для корректного сравнения
профессий
9. использование качественно-количесвтенных
методов изучения – взаимное дополнение
содержательной и статистической информации.
Схема профессиографии (по В. Бодрову)
А. Общая характеристика професии (описательная часть профессиограммы)
1. Определение профессии и краткие
сведения о ее назначении;
социально-экономическое значение, перспективы
ее развития; распространенность; связи с другими
профессиями; типичные учреждения, предприятия;
уровень технической сложности, автоматизации;
основные производственные операции.
2. Требования к общей и специальной подготовке,
роль индивидуальных качеств, состав рабочих
групп; перспективы продвижения по службе,
стимулирование профессиональной деятельности,
заработная плата.
3. Режим труда и отдыха, распределение рабочего
времени.
Б. Основные производственные операции и условия труда
1. Наименование и основное содержание
наиболее важных операций (перечисление и анализ).
2. Основные задачи, решаемые оператором.
3. Характеристика действий оператора по ряду
параметров; характеристика параметров скорости,
точности, быстроты, координационной сложности
выполняемых рабочих операций; требования к
физической выносливости.
4. Характеристика рабочих мест и сигнальных
устройств, показатели санитарно-гигиенических
условий.
В. Психограмма
1. Психологические функции и
анализаторные системы, находящиеся под
преимущественной нагрузкой и имеющие наибольшую
важность для обеспечения процесса работы. Пороги
ощущения (абсолютные, дифференциальные и
оперативные пороги в анализаторах, ведущих для
данной профессии).
2. Характеристика включения в работу различных
анализаторов, их взаимодействие, степень
напряжения в различные периоды времени.
Характеристика их необходимой лабильности.
Пространственное восприятие и восприятие
временных интервалов. Важнейшие характеристики
и способы его организации.
Характеристика параметров скорости, точности,
координационной сложности выполняемых операций.
Темп деятельности. Устойчивость моторынх
ответов при длительном их повторении.
3. Преимущественный вид установки (на скорость,
точность, надежность, безопасность и др.).
4. Быстрота формирования и переделки навыков, их
прочность.
5. Особенности хранения информации. Объем и
характер материала для запоминания. Требования к
памяти (долговременной, кратковременной,
оперативной).
6. Характеристика преимущественных способов
переработки информации, принятия решений.
Требования к широте и четкости ассоциаций,
быстроте мыслительных операций, продуктивности
мышления, его гибкости и критичности.
7. Требования к надежности в работе: допустимые
количественные отклонения от заданного
значения; допустимые колебания времени
выполнения действий.
8. Характеристика типичных ошибок в работе; по
количественным и качественным признакам; по
мотивации; по степени осознанности; в
зависимости от информационной загрузки; в
заисимости от функционального состояния
специалиста.
9. Наличие и частота ситуаций, вызывающих
эмоциональную напряженность, требующих больших
волевых усилий, большой ответственности.
Требования к эмоциональной устойчивости.
Требования к волевым качествам и чертам
характера.
10. Особенности профессионального общения и
требования к коммуникативным чертам личности.
Таким образом, на основании анализа
важнейших элементов изучаемой профессии
выявляются психические качества, имеющие
решающее значение; необходимые и желательные;
несовместимые с данной деятельностью;
комплексные, определяющие успех деятельности.
Затем формулируются требования к психическим
качествам работника.
В заключительной части рассматриваются также
возможности воспитания и компенсации
психологических качеств, важных для успешной
деятельности, и даются рекомендции по
бесконфликтной переориентации личности для
случая непреодолимого противоречия между
положительной мотивацией к деятельности и
несоответствием свойств индивида ее
требованиям.
Для профессиографического описания профессиональной деятельности и определения ее психограммы для решения задач диагностики и прогнозирования может быть применен комплекс методических приемов:
Формализованная схема профессиограммы (Э. Зеер)
- Социальная и профессиологическая характеристика профессии
1. Название профессии и специальности
по официально принятой номенклатуре
2. Таксономические сведения: форма, тип, класс,
группа, специальность
3. Название рабочего поста.
4. Престиж, имидж,, статус профессии в данной
отрасли, регионе, профессиональной группе
5. Должностной оклад и его оценка
6. Краткая характеристика основных
квалификационных и должностных обязанностей
7. Необходимое образование
8. Диапазон квалификации, а также перспективы
служебного и профессионального роста
9. Основные особенности общения: постоянное или
эпизодическое, с узким или широким кругом лиц,
непосредственное или опосредованное
техническими средствами, характер общения.
10. Краткая характеристика требований профессии к
безошибочности и надежности
11. Частота случаев дисквалификации по
профнепригодности
12. Краткая характеристика основных особенностей
динамики трудовой деятельности (возрастные
ограничения, особенности текучести кадров).
- Психограмма
А. Общая характеристика труда
1. Фотография рабочего дня
2. Описание и оценка динамических факторов труда
(работоспособность, утомление, надежность,
безошибочность и т.п.)
3. Влияние условий труда на динамические процессы
работы
4. Психологическая характеристика рабочего места
и трудовых действий.
5. Психологический анализ ошибочных действий
Б. Требования к психическим процессам
1. Психомоторика
рабочая поза, статические и динамические
нагрузки; рабочие действия – гностические,
приспособительные, исполнительские и т.п.;
временные и психофизиологические
характеристики основных технологических
операций, связанных с психомоторикой; требования
к выдерживанию темпоритма и точности
реагирования; особые требования к психомоторике
2. Сенсорная и перцептивная сферы
чувствительность различных сенсорных
модальностей; профессионально значимые виды
восприятия сигналов на фоне помех, при избытке
или дефиците информации, восприятие времени,
движения, скорости, прсотранственного положения
и т.п.; особые требования к сенсорной и
перцептивной сферам
3. Профессиональные особеннности познавательных
процессов
влияние представлений на эффективность и
надежность трудовой деятельности; требования к
воспроизводящему или творческому воображению;
преобладающие типы мышления
(наглядно-действенное, образное,
теоретическое-абстрактное, “безлимитное” по
времени, жестко лимитированное, в условиях
дефицита времени); особенности принятия решений
при выполнении работ; требования к
стрессоустойчивости; преобладающий вид памяти,
требования к памяти, устойчивости памяти;
особенности речи, требования к речи; внимание и
его особенности
В. Требования к эмоционально-олевой сфере
1. Характеристика преобладающих
эмоциональных состояний
2. Типичный уровень нервно-психической
напряженности труда
3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере
4. Воля и ее особенности, основная направленность
волевого процесса
Г. Типичные психологические состояния процессе труда
1. Монотония и утомление
2. Соматогенные психологичекие состояния в
процессе труда (гипоксия, перегревание)
3. Другие состояния, свойственные данной
профессии
Д. Ансамбли профессионльно-значимых качеств (ключевые квалификации)
1. Общая и специфическая
направленность личности. Структура, широта,
активность, устойчивость и действенность
мотивации.
2. Социально-профессиональная ответственность
3. Оптимизм
4. Внушаемость как желательное или нежелательное
свойство личности.
5. Нравственно-психологическая устойчивость
6. Профессиональные и инновационные способности
7. Особенности характера
Е. Противопоказания и ограничения
1. последствия ошибок и особые
требования к безопасности труда
2. характеристика профнепригодности
3. Половозрастные ограничения
4. Профессиональные вредности и льготы
5. Профессиональные деформации личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ