2.2. АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

Аттестация федеральных государственных служащих декларируется современным законодательством в качестве обязательной нормы для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности федеральной государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении ему квалификационного разряда.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. № 353 утверждено Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего. Согласно Положению аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности органа государственной власти или его аппарата, иного государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией РФ по подбору, повышению квалификации и расстановке федеральных государственных служащих.

Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего устанавливает организацию проведения аттестации федерального государственного служащего, порядок формирования и требования к составу аттестационных комиссий, определяет порядок подготовки к аттестации, устанавливает категории государственных служащих, не подлежащих аттестации, фиксирует необходимые для проведения аттестации документы и сроки их представления, формулирует критерии оценки служебной деятельности федеральных государственных служащих.

Данное Положение является рамочным и, по сути, призвано служить ориентиром в развитии и конкретизации механизма аттестации применительно к конкретным условиям субъектов федерации.

Хотя прошло уже более двух лет с момента принятия Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего, мало кто из субъектов федерации может говорить о внедрении аттестации государственных служащих. Субъекты федерации, следуя слову и букве Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего, сталкиваются с трудностями его практической реализации

К числу наиболее значимых причин создавшегося положения следует отнести неразвитость и внутреннюю противоречивость нормативно-правовой базы федеральной государственной службы и государственной службы субъектов федерации, концептуальную и методическую непроработанность механизма аттестации государственных служащих.

В Новосибирской области в настоящее время принят Закон “Об аттестации государственных служащих Новосибирской области” от 13 июля 1998 г. № 1503 (Приложение 3) и разработан проект Положения о порядке проведения аттестации государственных служащих в системе органов исполнительной власти Новосибирской области (Приложение 4).

Придание акту об аттестации государственных служащих Новосибирской области статуса (ранга) закона подчеркивает ее значимость и обязательность исполнения органами исполнительной власти области. Закон устанавливает порядок и условия проведения аттестации государственных служащих.

Согласно Закону аттестация государственных служащих Новосибирской области проводится в целях обеспечения эффективности деятельности органов государственной власти, повышения профессионального уровня государственных служащих, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему очередного квалификационного разряда.

В Законе сформулированы основные задачи аттестации:

  1. Определение уровня профессиональной подготовки и соответствия государственных служащих замещаемой государственной должности государственной службы.
  2. Стимулирования профессионального роста государственных служащих.
  3. Выявление перспективы применения профессиональных способностей государственных служащих (продвижение по службе, зачисление в резерв, установление надбавок).
  4. Определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки государственных служащих.

Закон имеет следующую структуру:

Глава 1. Общие положения.

Глава 2. Порядок проведения аттестации.

Глава 3. Условия проведения аттестации.

Глава 4. Заключительные и переходные положения.

Закон “Об аттестации государственных служащих Новосибирской области” по аналогии с Положением о проведении аттестации федерального государственного служащего очерчивает нормативные правовые рамки аттестации государственных служащих Новосибирской области, в то же время оставляя пространство для ее развития и конкретизации.

Проект Положения “О порядке проведения аттестации государственных служащих в системе органов исполнительной власти Новосибирской области” устанавливает основные принципы, порядок и условия проведения аттестации государственных служащих в системе органов государственной власти Новосибирской области.

Проект Положения о порядке проведения аттестации государственных служащих в системе органов исполнительной власти Новосибирской области включает четыре раздела

1. Общие положения.

2. Аттестационная комиссия.

3. Подготовка к проведению аттестации.

4. Проведение аттестации.

Подобная структура является отражением, следствием принципов аттестации, заложенных в проекте Положения, ее открытости, коллегиальности, системности, объективности и корректности.

Закон “Об аттестации государственных служащих Новосибирской области” и проект Положения имеют ряд принципиальных концептуальных моментов, которые позволяют с полной ответственностью говорить о развитии технологии аттестации государственных служащих в ее преломлении к специфике устройства органов исполнительной власти Новосибирской области.

Во-первых, исходя из реально действующей структуры органов исполнительной власти Новосибирской области, включающей территориальные администрации, а также для усиления объективности оценки служебной деятельности государственных служащих Новосибирской области предусматривается три вида аттестационных комиссий:

То есть в проекте Положения об аттестации государственных служащих реализована потенциальная возможность создания нескольких аттестационных комиссий в зависимости от специфики должностных обязанностей федеральных государственных служащих, предусмотренная Положением о проведении аттестации федерального государственного. При формировании аттестационных комиссий было признано целесообразным отказаться от их традиционного “приписывания” к органам государственной власти или структурным подразделениям, а исходя из сформировать их для аттестации государственных служащих близких должностных групп.

Включение в состав аттестационных комиссий руководителей и специалистов разных направлений деятельности позволит в процессе аттестации учесть направления специализации работы государственных служащих.

Во-вторых, в проекте Положения явно прослеживается стремление в максимальной степени отказаться от идеи аттестации как некоторой очередной, хотя и важной, кампании и превратить аттестацию в неотъемлемый элемент кадровой работы в органах государственной власти. Это нашло отражение в том, что аттестационные комиссии являются постоянно действующими и используются не только для аттестации государственных служащих Новосибирской области, но и при проведении конкурса на замещение вакантных государственных должностей и государственного квалификационного экзамена для присвоения квалификационного разряда. Поскольку в настоящее время механизм сдачи государственного квалификационного экзамена и установления квалификационных разрядов государственным служащим субъектов федерации законодательно и нормативно нигде не закреплен, проект Положения ориентирован на аттестацию государственных служащих Новосибирской области только на соответствие замещаемой государственной должности государственной службы.

В-третьих, сделана попытка нормативно описать требования к профессиональным качествам государственных служащих, замещающим различные группы государственных должностей в Новосибирской области. В таблице 2 приведены требования к профессиональным качествам государственных служащих в зависимости от группы должностей. Эти качества предстоит оценивать непосредственному руководителю при заполнении отзыва — основного документа при аттестации государственного служащего.

Требования к профессиональным качествам государственных служащих построены по принципу “матрешки”. Например, такое требование к государственному служащему, замещающего главную должность, как “умение организовать работу подчиненных, обеспечивая своевременность, оперативность и высокое качество выполнения задач” отнюдь не означает, что ему не нужна “организованность и собранность в работе”, как для государственного служащего, замещающего старшую должность. Просто значимость первого требования для главной должности гораздо выше, чем второго. Аналогично следует подходить к рассмотрению и остальных критериев.

Перечисленные моменты, несомненно, свидетельствуют о развитии технологии аттестации государственных служащих на уровне Новосибирской области как субъекта федерации.

К несомненным достоинствам проекта Положения относится то, что оно дополняется комплектом форм, необходимых для аттестации документов: графика проведения аттестации аттестационного листа, формы отзыва руководителя на государственного служащего, протокола заседания аттестационной комиссии, заявления о несогласии (Формы 1-11 к Приложению 4).

Табл. 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГРУППЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛЖНОСТИ

Младшая государственная должность

Старшая государственная должность

Ведущая государственная должность

Главная государственная должность

Уровень профессиональных знаний в зависимости от специализации должности

Уровень профессиональных знаний в зависимости от специализации должности

Уровень профессиональных знаний в зависимости от специализации должности

Уровень профессиональных знаний в зависимости от специализации должности

Знание нормативных правовых документов, требуемых должностью

Знание законов и иных нормативных правовых документов, требуемых должностью

Знание законов и иных нормативных правовых документов, требуемых должностью

Знание законов и иных нормативных правовых документов, регламентирующих служебную деятельность

Знание рациональных приемов работы с информацией

Умение определять потребность в информации, провести анализ и представить результаты анализа

Умение находить способы решения поставленных задач, анализировать, координировать и контролировать ход их выполнения

Умение ставить задачи подчиненным, прогнозировать последствия решений, анализировать и контролировать ход их выполнения, видеть перспективу

Ответственность. Стремление действовать самостоятельно, исполнять обязанности без внешнего контроля

Ответственность. Стремление действовать самостоятельно, исполнять обязанности без внешнего контроля

Ответственность. Самостоятельность в принятии решений, готовность брать на себя ответственность за принятые решения и действия

Ответственность. Самостоятельность в принятии решений, готовность брать на себя ответственность за принятые решения и действия, а также их последствия

Исполнительность и дисциплинированность. Своевременно и качественно выполнять работу, подчиняться установленному порядку

Исполнительность и дисциплинированность. Своевременно и качественно выполнять работу, подчиняться установленному порядку

Исполнительность. Своевременное и качественное выполнение заданий и поручений вышестоящих руководителей.

Исполнительность. Своевременное и качественное выполнение заданий и поручений вышестоящих руководителей.

Организованность и собранность в работе. Умение рационально организовать свое рабочее время

Организованность и собранность в работе. Умение рационально организовать свое рабочее время, планировать свою работу

Умение организовать работу подчиненных, обеспечивая своевременность, оперативность и высокое качество выполнения задач

Умение организовать работу подчиненных, мотивировать их на достижение целей и эффективное решение задач

Инициативность. Стремление делать больше, чем предписано должностной инструкцией.

Инициативность. Стремление делать больше, чем предписано должностной инструкцией. Творческое применение своего профессионального опыта

Инициативность. Стремление делать больше, чем предписано должностной инструкцией, творческое применение своего профессионального опыта

Инициативность. Стремление к выдвижению новых целей и поиску новых средств их достижения

Умение сотрудничать с другими людьми

Коммуникабельность, умение сотрудничать с другими людьми

Способность к сотрудничеству, гибкость в поведении, умение находить эффективные способы решения в конфликтных ситуациях

Способность к сотрудничеству, гибкость в поведении, умение находить эффективные способы решения в конфликтных ситуациях

Стремление к самообучению

Способность к накоплению и обновлению профессиональных знаний и умений

Способность к накоплению и обновлению профессиональных знаний и умений

Способность к накоплению и обновлению профессиональных знаний и умений

Рассмотрим логику построения некоторых из них.

Отзыв руководителя (Форма 4 к Приложению 4). Основная задача отзыва руководителя на государственного служащего — оценка деятельности государственного служащего за истекший период службы. Нормативной основой оценки деятельности являются документы, регламентирующие деятельность государственного служащего — Положение о структурном подразделении и должностная инструкция. Исходя из сложности деятельности и специфики должности, замещаемой государственным служащим, руководителю необходимо оценить степень участия и вклад государственного служащего в решение поставленных перед подразделением задач, дать мотивированную оценку навыков и умений, необходимых государственному служащему для качественного исполнения должностных обязанностей.

Отзыв руководителя включает три раздела, которые предстоит заполнить руководителю при оценке деятельности государственного служащего.

В разделе 1 руководителю необходимо охарактеризовать вклад государственного служащего в деятельность подразделения, оценить степень участия государственного служащего в решении поставленных перед подразделением задач.

В разделе 2 указываются те должностные обязанности, с которыми государственный служащий справляется лучше всего (а), и те, которые ему менее удаются (б). Форма изложения — свободная.

В разделе 3 руководителю предстоит оценить профессиональные качества государственного служащего. Предлагается четырехбалльная оценочная шкала.

По результатам оценки государственного служащего руководитель дает заключение о соответствии государственного служащего требованиям замещаемой должности.

Аттестационный лист и протокол заседания аттестационной комиссии (Формы 9, 11 к Приложению 4). Предлагаемая система аттестации государственных служащих предполагает фиксацию хода аттестации в протоколе заседания аттестационной комиссии и аттестационном листе.

Наличие прокола заседания аттестационной комиссии, в котором подробно отмечаются не только состав присутствующих членов аттестационной комиссии и приглашенных лиц, но и вопросы, задаваемые государственному служащему и краткие ответы на них, позволяет существенно “облегчить” структуру аттестационного листа и помимо формальных данных об аттестуемом ограничиться фиксацией в нем оценки государственного служащего и рекомендаций аттестационной комиссии руководителю государственного служащего по результатам аттестации.

Установление аттестационной комиссии статуса “постоянно действующей”, по сути, означает, что аттестация неизбежно побуждает к расширению и переструктурированию служебных обязанностей всех лиц, задействованных в ее подготовке и проведении. В этой связи встает задача ее интеграции в текущую деятельность работников кадровых служб и особенно членов аттестационных комиссий органов государственной власти. Ситуация осложняется тем, что уже изначально в Законе об аттестации государственных служащих Новосибирской области и вытекающим из него проекте Положения имеется ряд противоречивых требований, впрочем, вполне разрешимых.

Так, определенное противоречие между нормой периодичности аттестации раз в три года с исключением при этом некоторых категорий государственных служащих, не подлежащих аттестации, можно решить при планировании работы аттестационных комиссий и разработке графика проведения аттестации. Например, анализ штатного состава государственных служащих Новосибирской области показал, что в случае регулярных заседаниях аттестационных комиссий раз в месяц и их “нормальной” загрузке не более пятнадцати аттестуемых государственных служащих в день целесообразно разрабатывать график проведения аттестации на полтора года вперед. В оставшиеся полтора года смогут пройти аттестацию те, кто ранее ей не подлежал.

В существующих условиях наиболее и ответственный этап — этап подготовки к проведению аттестации. Именно от слаженности действий и ответственности при исполнении обязанностей лиц, участвующих в подготовке к аттестации, зависит, зависит и степень объективности оценки деятельности государственных служащих и успешность ее внедрения. Учитывая то, что аттестация как форма оценки деятельности потенциально конфликтна, для снижения уровня ее возможной конфликтности важно строгое соблюдение временных норм и процедуры аттестации. Ниже приводится блок схема, в которой отражены основные обязанности, связанные с подготовкой к аттестации различных лиц, и предельные сроки их исполнения (схема 6).

 

Наименование лица
или органа

Деятельность

Предельные сроки исполнения
до начала аттестации

месяц

3 неделя

2 неделя

1 неделя

Кадровая
служба

1. Формирование состава аттестационных комиссий и экспертных групп

       

2. Разработка графика проведения аттестации государственных служащих

       

3. Составление списков государственных служащих, подлежащих аттестации

       

4. Информирование и доведение графика проведения аттестации до каждого аттестуемого

       

5. Ознакомление государственного служащего с отзывом руководителя

       

6. Подготовка и передача ответственному секретарю аттестационной комиссии необходимых документов: отзыв руководителя, аттестационный лист, должностную инструкцию

       

Руководитель структурного
подразделения

1. Согласование состава аттестационных комиссий и экспертных групп

       

2. Согласование графика проведения аттестации

       

3. Утверждение списков государственных служащих, подлежащих аттестации

       

4. Составление и утверждение у вышестоящего руководителя отзыва на государственного служащего и передача его в кадровую службу

       

Глава
Администрации

1. Утверждение состава аттестационных комиссий и экспертных групп

       

2. Утверждение графика проведения аттестации

       

Схема 6. Деятельность лиц и органов государственной власти при подготовке аттестации

 

Hosted by uCoz