Информационно-поисковая система
Тема 3. Государственная и
муципальная службы РФ:
краткая история, понятие, признаки
Понятие государственной службы
Государственная служба может быть
теоретически представлена и рассмотрена в
нескольких аспектах.
- В социальном аспекте, то есть государственная
служба как социальная категория, - это
профессиональное осуществление по поручению
государства общественно полезной деятельности
лицами, занимающими должности в государственных
организациях.
- В политическом аспекте – как деятельность по
реализации государственной политики, достижению
выработанных всеми политическими силами
государственно-политических
целей и задач в обществе и государстве;
государственная служба - важнейший фактор
стабильности в обществе, ибо от ее
функционирования и эффективности зависят
стабильность и устойчивость общественных
отношений.
- В социологическом аспекте – это практическая
реализация функций государства, компетенции
государственных органов; в этом смысле важно
выявление степени эффективности
государственной службы, практики и проблем ее
функционирования. Орган управления представляет
собой совокупность служащих – людей,
соединенных формально установленными целями в
рамках определенного типа административной, то
есть разновидности социальной, организации.
- В правовом аспекте — юридическое установление
государственно-служебных отношений, при
реализации которых и достигается практическое
выполнение должностных обязанностей, полномочий
служащих и компетенции государственных органов.
Государственная служба является сложным
социально-правовым институтом, изучение
которого требует комплексного анализа его
социальных и юридических основ. Этот институт
представляет собой систему правовых норм,
регламентирующих государственно-служебные
отношения, то есть права, обязанности,
ограничения, запреты, стимулирование,
ответственность служащих, прохождение
государственной службы, порядок возникновения и
прекращения служебных отношений. Здесь
отчетливо проявляется институционность
государственной службы. Государственная служба
— комплексный правовой институт, состоящий из
норм различных отраслей права и включающий в
себя множество подинститутов.
- В организационном аспекте — государственная
служба связывается со
структурно-функциональными элементами
государственного аппарата; она представляется
как система, состоящая из следующих элементов:
формирование организационных и процессуальных
основ деятельности государственного аппарата,
построение и правовое описание иерархии
должностей, выявление, оценка, стимулирование и
ответственность соответствующих работников;
государственная служба — правовая основа, позволяющая укрепить
государство, усилить
государственную власть и обеспечить нормальное
функционирование гражданского общества.
- В нравственном аспекте — рассмотрение этических основ государственной
(муниципальной) службы.
С точки зрения современного
законодателя, государственная служба РФ – это
профессиональная деятельность, состоящая в
обеспечении исполнения государственными
служащими федеральных органов государственной
власти РФ и органов государственной власти
субъектов РФ компетенции этих органов,
установленной в законодательных и иных
нормативных актах (ст. 2 ФЗ № 119).
Такое определение понятия государственной
службы предполагает выявление главных
структурных элементов, составляющих это понятие,
а также раскрытие содержания следующих
категорий:
- Государственная должность – базовая
структурная единица государственной
администрации, включающая часть компетенции
государственного органа. В соответствии с
законодательством не все лица, занимающие
государственные должности, осуществляют
деятельность, которую можно отнести к
государственной службе, то есть не все
государственные должности являются
государственными должностями государственной
службы.
- Государственный орган — учрежденное в
структуре аппарата государства в установленном
порядке образование, характеризующееся
задачами, функциями, структурными особенностями
и специальной компетенцией. По действующему
законодательству государственной службой
считается исполнение государственным служащим
своих полномочий и должностных обязанностей при
условии, что он занимает должность только в
государственных органах (исключая учреждения,
предприятия, объединения и т.д.). Этим понятием в
настоящее время государственная служба
отграничивается от других видов деятельности в
системе организации и функционирования
государственной администрации, в сфере
деятельности государственных учреждений,
предприятий и объединений.
Понятие “орган” является частью
более широкого понятия “организация”.
Организация – это совокупность людей, коллектив.
Организация предполагает деятельность этих
людей, направленную на достижение определенных
целей и решение конкретных задач. Орган
представляет собой конкретную разновидность
организации, то есть всякая организация
совершает действия через образуемые ею органы.
Поэтому орган – это часть организации,
реализующая ее функции по ее поручению.
Каждый государственный орган является частью
государства и исполняет функции государства.
Государственные органы наделены
государственно-властными полномочиями как
внешнего, так и внутреннего характера; они
принимают нормативные правовые акты,
осуществляют правоприменительную и
правоохранительную деятельность.
Государственный орган получает соответствующий
правовой статус после издания законодательного
акта как на федеральном уровне, так и на уровне
субъектов Федерации, после принятия об этом
органе положения, утвержденного указом
Президента РФ или постановлением правительства,
главой администрации, и т. д.
- Профессиональная деятельность – вид деятельности, являющейся
профессией для государственного служащего и
требующей определенной подготовки, учебы и
получения специального образования.
Государственная служба в этом смысле – одна из многих профессий, для
которых необходимы профессиональные навыки,
убеждения, специальное образование служащих,
сдача ими соответствующих экзаменов. Выполнение
служащими задач и функций государственной
службы на профессиональной основе должно
гарантировать постоянство и стабильность
государственно-служебных отношений,
благосостояние общества и силу государства,
безупречность и эффективность управленческой
деятельности, ее независимость от возможных
политических перемен.
- Компетенция - принадлежащие
государственному органу круг ведения, пределы
его действия по осуществлению государственных
функций и решению государственных задач; это
круг вопросов, предусмотренных нормативным
правовым актом, которые правомочен разрешать
государственный орган; в компетенцию включаются полномочия государственного органа, его ответственность, правовые средства, формы и методы
реализации прав и исполнения обязанностей.
- Полномочия – принадлежащие
государственному органу и государственному
служащему права и возможности действовать в
различных ситуациях, функции и задачи,
направленные на выполнение компетенции
государственных органов.
- Должностные обязанности –
обязанности, предусмотренные конкретной
государственной должностью, установленные в
нормативном акте, соответствующем положении о
государственном органе, его структурном
подразделении и должностных инструкциях.
- Государственно-служебная деятельность – работа служащих, являющаяся
постоянным видом деятельности, оплачиваемая из
бюджета и состоящая в исполнении полномочий
государственных органов.
Ст. 2 Федерального закона “Об
основах государственной службы РФ” понимает под
государственной службой профессиональную
деятельность по обеспечению исполнения
полномочий государственных органов.
Закон относит к государственной службе
исполнение должностных обязанностей лицами,
замещающими государственные должности
категории “Б” и “В”.
Государственная служба обладает следующими
специфическими признаками:
- это разновидность публичной службы;
- это деятельность, осуществляемая в интересах
общества, государства и регионов;
- это деятельность специальных субъектов права
(государственных служащих);
- это деятельность профессиональная,
осуществляемая постоянно, непрерывно, за плату;
- это деятельность обеспечительного характера;
- это служба в государственных органах;
- это особый вид трудовой деятельности,
финансируемой за счет средств соответствующих
бюджетов.
Цели и задачи государственной
службы
Целью государственной службы
является:
- обеспечение стабильности государственного
устройства;
- обеспечение полномочий государственных
органов;
- обеспечение действия конституционных норм.
Государственная служба имеет
задачи, которые определяются через обязанности
государственных служащих (ст. 10 ФЗ № 119):
- обеспечение эффективного исполнения функций
государственных органов;
- обеспечение эффективности государственного
управления;
- совершенствование государственного
управления;
- обеспечение поддержки конституционного строя,
реализации федеральных законов, законов
субъектов Российской Федерации;
- обеспечение соблюдения и защиты прав и законных
интересов граждан;
- своевременное, полное и точное рассмотрение
обращений граждан;
- обеспечение и сохранение государственной и
иной охраняемой законом тайны.
Понятие “муниципальная служба”
используется в нормативных актах и обозначает
деятельность лиц, занятых осуществлением
функций в органах местного самоуправления.
Обратимся к Федеральному закону № 8 “Об основах
муниципальной службы в Российской Федерации” от
8 января 1998 г., где ст. 2 дает нам определение
муниципальной службы - это профессиональная
деятельность, которая осуществляется на
постоянной основе на муниципальной должности, не
являющейся выборной.
Понятия “муниципальная служба”,
“муниципальные служащие” вошли в оборот вместе
с развитием законодательства о местном
самоуправлении, разработкой теории
муниципального права. Можно считать, что эти
понятия объединяют всех служащих, занятых
исполнением различных функций в органах
местного самоуправления, как бы последние ни
назывались.
Муниципальная служба – это особый вид
общественно полезной деятельности. Её (как,
впрочем, и государственной службы) своеобразие
состоит в том, что служащий выступает в качестве
агента публичной власти, носителя части
полномочий того органа власти, в котором он
занимает штатную должность. Он служит не
частному лицу, не хозяину, преследующему личный
интерес, а общему безличному – то есть более
высокому и значительному – началу. В этом,
собственно, и состоит публичный характер его
деятельности.
В законодательных актах субъектов РФ
устанавливаются правовые основы муниципальной
службы и статус служащих органов местного
самоуправления. Например, областные законы
Свердловской и Челябинской областей о
муниципальной службе.
Суммируя сказанное, можно выделить основные
признаки муниципальной службы:
- Это особый вид публичной службы, то есть служба
в органах местной публичной власти.
- Это профессиональная деятельность в органах
местного самоуправления, за осуществление
которой муниципальные служащие получают
денежное содержание из местного бюджета (бюджета
муниципального образования).
- Это деятельность по исполнению полномочий этих
органов, то есть деятельность служащих,
находящихся в подчинении муниципального
образования.
- Это деятельность, организуемая на постоянной
основе, то есть муниципальные служащие
осуществляют полномочия органов местного
самоуправления в качестве основной работы в
течение неопределенного времени (постоянно);
выборные должностные лица, напротив, действуют в
течение определенного промежутка времени
(временно). “Постоянная основа” деятельности
муниципальных служащих будет обеспечивать
профессионализм муниципальной службы, её
стабильность, и в определенном смысле она
сравнима с принципом не сменяемости чиновников в
европейских странах.
Резюме. Под государственной
службой понимается профессиональная
деятельность по обеспечению исполнения
полномочий государственных органов.
Под муниципальной службой понимается
профессиональная деятельность, которая
осуществляется на постоянной основе на
муниципальной должности, не являющейся выборной.