Тема № 9 “Административные взыскания”

План лекции:

1. Понятие и виды административных взысканий.
2. Порядок наложения административного взыскания.

Литература:

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (Коментарий).
А.П.Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М.Козлов. ”Административное право”. Учебник, 1998г.
Д.Н.Бахрах “Административное право”. Учебник, 2000г.
В.Н.Манохин, Ю.С.Адуликин, З.А.Багишаев “Российское административное право”. Учебник, 1996г.
А.Б.Агапов “Федеральное административное право России”. Курс лекций, 1997г.
Ю.А.Тихомиров “Курс административного права и процесса”. Учебник, 1998г.
Л.В. Труханович “Административное право”. Пособие для подготовки к экзаменам (конспект лекций). М., 1998г.
А.П. Коренев, Д.Ф. Богатов “Административное право” Альбом схем. М., 1997г.

Административное взыскание - это мера ответственности за административное правонарушение. Она применяется в целях наказания правонарушителя, в целях его воспитания и предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Эти меры содержат элемент кары и являются мерами административного принуждения.
Меры административного взыскания указаны в главе 3 КоАП РСФСР (ст.ст. 24 - 32-1).
Но меры административного взыскания указаны не только в административном Кодексе, но и в других правовых актах ( например, в Федеральном законе “Об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” - Российская газета за 13 июля 1999г).
В статье 24 КоАП РСФСР указаны виды мер административного взыскания. Эти меры исчерпывающие. Другие меры административного взыскания могут быть установлены только законом.
В ст. 25 Кодекса указаны административные взыскания, которые могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных взысканий. Так возмездное изьятие, конфискация и административное выдворение могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных взысканий (Привести пример).

Виды мер административного взыскания:

1. Предупреждение. (ст. 26 КоАП РСФСР).
Это взыскание морального характера. Оно выносится в письменной форме. Устное предупреждение (замечание) не является административным взысканием. Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и другие административные взыскания (данные помещаютя в ИЦ). Эта мера взыскания применяется за не значительные, не опасные правонарушения и применяется по тем правонарушениям, где эта мера предусмотрена санкцией (пример).

2. Штраф (ст. 27 КоАП РСФСР).
Это денежное взыскание. Штраф является наиболее распространенным административным взысканием. Размеры штрафов исчисляются в пределах кратных размеров по отношению к минимальному размеру оплаты труда (от 1/10 до 2000). Кроме того сумма штрафа исчисляется по отношению к определенным суммам стоимости предметов (за мелкое хищение чужого имущества штраф предусмотрен до 5 кратной стоимости похищенного). На сегодняшний день минимальный размер оплаты труда составляет 83 руб. 49 коп. И он может изменяться только законом РФ (а не нормативными актами субъектов РФ).
Введение исчисления штрафа в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, обусловило необходимость перерасчета размеров штрафа за конкретные виды административных правонарушений. Большинство статей Особенной части действующего Кодекса традиционно предусматривает штраф в твердых (фиксированных) суммах. Порядок исчисления таких санкций предусмотрен Законом РФ от 14 июля 1992г. “О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях” ( этот закон имеется в каждом Кодексе - в начале, или в конце). (Привести пример).
Штраф является основным видом административного взыскания. Он не может применяться в качестве замены других взысканий. Он может налагаться в сочетании с дополнительными административными взысканиями (возмездное изъятие, конфискация предмета, административное выдворение).
В случаях, предусмотренных ст. 237 Кодекса, штраф налагается и взымается на месте совершения административного правонарушения без составления протокола. Такое право закон предоставляет только отдельным категориям должностных лиц ( например, инспекторам ГИБДД, контролерам на транспорте и др.). Об уплате штрафа на месте выдается квитанция установленного образца.
Об исполнении постановления о наложении штрафа см. комментарий к ст. 285-288 КоАП РСФСР.

3. Возмездное изъятие (ст.28 КоАП РСФСР).
Состоит в принудительном изъятии только предмета, который являлся орудием совершения или непосредственно объектом совершения правонарушения. Изьятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изьятого предмета (при конфискации изъятые предметы безвозмездно обращаются в собственность государства) - Привести пример.
Возмездное изьятие оружия и боеприпасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Возмездное изьятие применяется в качестве основного административного взыскания и в качестве дополнительного.

4. Конфискация (ст. 29 КоАП РСФСР).

Состоит в принудительном, безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения правонарушения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности. Конфискуется именно предмет, а не имущество, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания. Согласно Конституции РФ конфискацию предмета могут осуществлять только суды (хотя за определенные правонарушения это право предоставляется и другим органам, например, за незаконные операции с иностранной валютой - ОВД, за нарушения правил охоты и рыболовства - соответствующими инспекциям и т.д.)
Конфискацию следует отличать от изьтия вещей и документов. Конфискация - это мера административного наказания, а изъятие вещей и документов - это мера процессуального обеспечения.
Законодательством определен перечень предметов, не подлежащих конфискации (нельзя конфисковать, например, предметы личной гигиены, или предметы первой необходимости). Конфискация оружия или других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Конфискация может применяться как в качестве основного так и в качестве дополнительного административного взыскания.

5. Лишение специальных прав (ст.30 КоАП РСФСР).
Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (право управления транспортным средством, право охоты и т.д.), применяется на срок от 15 дней до 3 лет.
Лишение управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключениям случаев:
- управления в состоянии опьянения;
- невыполнения требований работника милиции об остановке транспортного средства;
- оставлении в нарушении действующих правил места ДТП, участниками которого они являются;
- уклонения от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.
Данная мера не может быть применена и к охотникам, для которых охота является основным источником существования.
Лишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995г. “О безопасности дорожного движения” лишение водительских прав допускается только за грубые правонарушения. К таким правонарушениям следует отнести:
- управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения (ст. 117);
- нарушение водителями правил дорожного движения, повлекшее причинение легких телесных повреждений (ч.2 ст.118);
- за систематическое нарушение водителями правил дорожного движения (ст.118-1) и т.д.
Исполнение этой меры административного взыскания вы изучите самостоятельно (ст.294-298 КоАП РСФСР).

6. Исправительные работы (ст. 31 КоАП РСФСР).
Применяется на срок от 15 дней до 2 месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются только судом (городским, районным).
Это одно из наиболее строгих административных взысканий, Перечень административных правонарушений, за которые оно может применяться, невелик. Это:
- незаконное приобритение или хранение наркотических средств в небольших размерах (ст.44);
- мелкое хулиганство (ст. 158);
- два и более раз в течении года распитие спиртных напитков в общественном месте, или появление в общественном месте в пьяном виде (ч.3 ст.162);
- злостное неповиновение сотруднику милиции (ст.165) и т.д.
Эта мера наказания предусматривает удержание из заработной платы правонарушителя до 20% его заработка. Не допускаетя удержания из пенсий и пособий, получаемых в порядке социального обеспечения и страхования, и из выплаи единовременного характера.
В период отбывания взыскания в виде исправительных работ запрещается предоставление очередного отпуска. Контроль за исполнением взыскания в виде исправительных работ осуществляют инспекции исправительных работ.
Порядок исполнения такого наказания отражен в гл. 29 КоАП (ст.299-302).

7. Административный арест (ст. 32 КоАП РСФСР).
Устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. Назначается только судом.
Административный арест не может применяться к беременным женщинам, к женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам не достигшим 18 лет, к инвалидам 1 и 2 групп.
Административный арест является самым стогим административным взысканием. Оно заключается в лишении виновного свободы, изоляции его от общества на установленный срок. Условия отбывания этого взыскания весьма строгие (объяснить).
Административный арест применяется за опасные правонарушения, близкие к преступлениям, либо за повторные административные правонарушения. (ст.ст. 44, 158, ч.3 ст162, ст.165, и др. ст. КоАП РСФСР).
Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы. Порядок исполнения постановления об административном аресте, отбывание этого взыскания урегулированы в ст.303-305 КоАП РСФСР.

8. Выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 32* КоАП РСФСР).
Она заключается в принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу за пределы РФ и в определенном случае - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
Административное выдворение является мерой государственного принуждения. Она применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным правилам поведения, принятым в нашем обществе.
Иностранный гражданин и лицо без гражданства может быть подвергнут административному выдворению за следующие нарушения:
- если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка (систематически нарушает ст. 158);
- если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения (систематически занимается проституцией);
- если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, таможенное, валютное и иное российское законодательство.
Решение об административном выдворении принимается ОВД, органами ФСБ и органами Федеральной пограничной службы.
Эта мера, по своему предназначению, близка к мерам административного пресечения и скорее всего является таковой, так как предназначена для пресечения противоправного действия и не влечет за собой правовых последствий. Она так же может быть как основной, так и дополнительной мерой.

Вывод: Административное взыскание - это мера ответственности за административное правонарушение. Она применяется в целях наказания правонарушителя, воспитания его в духе соблюдения законов и предотвращения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Вопрос 2. “Порядок наложения административного взыскания”.

Этому вопросу посвящена отдельная глава КоАП РСФСР (гл.4). Здесь определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при применении административных взысканий.
Общими правилами (принципами) наложения административного взыскания являются:

1. Принцип законности. Этот принцип гласит, что вся процедура привлечения виновного к административной ответственности, применение к нему соответствующего взыскания, должна проводится строго в соответствии с законом. К ответственности должно привлекаться только виновное лицо, когда установлен состав правонарушения. Противоправные дела должны быть правильно квалифицированы. Должна соблюдаться подведомственность дел об административных правонарушениях. Взыскания налагаются в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы деяния лица и т.д.

2. Принцип целесобразности (индивидуализации). Важнейший принцип применения административного взыскания - целесобразность. Этот принцип проявляется в индивидуализации применения наказания к правонарушителю. При выборе меры административного взыскания учитываются обстоятельства, при которых было совершено правонарушение и особенности, характеризующие нарушителя - смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. С учетом этих всех обстоятельств и применяется к правонарушителю соответствующая мера наказания (Пример).

3. Принцип своевременности, оперативности воздействия. Эффективность деятельности исполнительной власти зависит и от последовательности осуществления принципа оперативности, своевременности ее действий. Одно из проявлений этого принципа - установление нормами права сроков совершения действий субъектами административно-правовых отношений.
Согласно ст.38 КоАП РСФСР административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения (или 2 месяца со дня его обнаружения при длящихся правонарушениях). В случае отказа в возбуждении уголовного дела, либо прекращения уголовного дела, административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. При нарушении таможенных правил давностные сроки регулируются Таможенным кодексом РФ.
По истечению этих сроков производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

4. Принцип сложения взысканий, налагаемых за совокупность нарушений. Принцип сложения наказаний определен в ст. 36 КоАП РСФСР. При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Из этого правила есть исключение. Если при этом дела одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более строгое правонарушение. (составляется один протокол). В этом случае к основному взысканию может быть присоедено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных за любое из совершенных правонарушений.
В отличие от уголовного законодательства административное законодательство не предусматривает возможности сложения взысканий, назначенных за несколько правонарушений.
Совокупность административных правонарушений следует отличать от повторности, от правонарушений продолжаемых и длящихся.
Повторность - это совершение лицом двух или более административных правонарушений в определенный промежуток времени (1 год). Пример.
Продолжаемое правонарушение состоит из ряда сходных действий, которые в совокупности образуют единое правонарушение. Пример - неоднократное нарушение должностными лицами установленных правил и норм (ч.1 ст. 88).
Длящееся правонарушение выражается в длительном невыполнении обязанностей, за несоблюдение которых установлена административная ответственность (ст. 173).
Взыскание налагается в пределах установленной санкции и может применяться лишь к лицу, его совершившего. Не допускается применения взыскания ниже низшего предела. (Нельзя наложить взыскание в виде предупреждения, если таковое не предусмотрено санкцией).
Наложение административного взыскания не исключает сочетание мер административной, дисциплинарной или материальной ответственности.(Например, сотрудник ОВД за нарушение правил дорожного движения кроме административной ответственности, может нести и дисциплинарную).
Взыскания должны налагаться с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного и семейного положения для того, чтобы при применении взысканий не были ущемлены интересы малообеспеченной семьи и самого нарушителя.
В КоАП РСФСР даны перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Смягчающие обстоятельства: (ст.34)

- чистосердечное раскаяние виновного;
- предотвращение виновным последствий правонарушения;
- добровольное возмещение ущерба;
- совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения, либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.
- совершение правонарушения н/л, беременной женщиной, или женщиной. имеющей ребенка в возрасте до 1 года.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Орган (должностное лицо) решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающим и обстоятельства, не указанные в законодательстве. На практике к таким обстоятельствам относят возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту и др.

Отягчающие обстоятельства: (ст.35).

- продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
- повторное в течении года совершение однородного правонарушения, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
- вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
- совершение правонарушения группой лиц;
- совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
- совершение правонарушения в состоянии опьянения (в определенных случаях это обстоятельство не признается отягчающим).
Перечисленные обстоятельства являются основанием для усиления ответственности за административное правонарушение. Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является исчерпывающим.
Орган (должностное лицо) решающий дело, не вправе признать отягчающим обстоятельство, не названное в ст. 35 КоАП РСФСР.
Лицо считается не подвергшимся административному взысканию, если в течении года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения (срок погашения взыскания).
С истечением этого срока совершение этим же лицом аналогичного административного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного (ст 39 КоАП РСФСР).
Срок для погашения взыскания - это своего рода испыиательный срок, во время которого лицо, привлеченное к ответственности, должно доказать, что оно исправилось. Годичный срок погашения административного взыскания установлен для всех административных взысканий независимо от их вида, размера и сроков.
Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то орган, который рассматривает данное правонарушение, вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба (суд - независимо от размера ущерба, другие органы - если ущерб составил не более 50 рублей). - ст. 40 КоАП РСФСР.

Вывод: Порядок наложения административного взыскания регламентирован законодательством и осуществляется с соблюдением установленных принципов - принципов законности, целесобразности, оперативности и принципом сложения взысканий за совершений нескольких правонарушений.

Вывд по лекции: Административное взыскание является мерой ответственности и применяется с соблюдением установленных правил для воспитания лица в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Hosted by uCoz