Тема №5 “Государственные служащие, общественные объединения, предприятия и учреждения - как субъекты административного права”.

Вопросы:

2. Общественные организации как субъекты административного права.
3. Административно-правовой статус предприятий и учреждений в государственном управлении.

Литература

Федеральный закон от 13. 07. 95г. “Об основах государственной службы РФ” (Собрание законодательства № 31 - 95г. ст 2990).
Федеральный закон от 19. 05. 95г. “об общественных объединениях” (Собрание законодательства № 21 -95г. ст 1930).
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
А.П.Коренев “Административное право”. Учебник, М., 1999г.
А.П.Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М.Козлов.”Административное право”. Учебник, 1998г.
Д.Н.Бахрах “Административное право”. Учебник, 2000г.
В.Н.Манохин, Ю.С.Адуликин, З.А.Багишаев “Российское административное право”. Учебник, 1998г.
А.Б.Агапов “Федеральное административное право России”. Курс лекций, 1999г.
Д.М.Овсянко “Административное право”. Учебное пособие, 1997г.
В.А. Печеницин. Состав административного проступка и его значение в юрисдикционной деятельности ОВД. Хабаровская ВШМ, 1998г.
Ю.А.Тихомиров “Курс административного права и процесса”. Учебник, 1998г.
Л.В. Труханович “Административное право”. Пособие для подготовки к экзаменам (конспект лекций). М., 1998г.
А.П. Коренев, Д.Ф. Богатов “Административное право”. Альбом схем. М., 1997г.

Вопрос 2. “ Общественные организации - как субъекты административного права”.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, не комерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.
Правовой основой деятельности общественных объединений является Закон РФ от 19. 05. 95г. “Об общественных объединениях” (Собрание законодательства № 21-95г.). Деятельность отдельных общественных объединений и организаций регламентируется отдельными правовыми актами. (Например, Законом РФ от 8. 12. 95г. “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” - Собрание законодательства № 21 - 95г.).

Характерные черты общественных объединений:

- образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;
- не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества;
- действуют только от своего имени;
- не являются комерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Виды общественных объединений.

1. Общественные организации.
Это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (профсоюзы).

2.Общественное движение.
Это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (общественное движение по защите прав афганцев)

3. Общественный фонд.
Является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (фонд Горбачева).

4. Общественные учреждения.
Это не имеющие членства общественные объединения, ставящие своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям учреждения.

5. Органы общественной самодеятельности.
Это не имеющее членства общественное объединение. целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства. работы или учебы, направленные на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц (домовые комитеты).

6. Союзы (ассоциации).
Могут создаваться вышеуказанными общественными объединениями на основе учредительных договоров (или уставов), образуя новые общественные объединения (союзы писателей).

Кроме того, в зависимости от территориальной сферы, общественные объединения подразделяются на :
- общероссийские которые осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения;
- межрегиональные которые осуществляют свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения;
- региональные которые осуществляют свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ;
- местные которые осуществляют свою деятельность в пределах территории органа местного самоуправления.

Административно-правовой статус общественных объединений.

Административная правосубъектность общественных объединений определена Федеральным законом РФ “Об общественных объединениях” и вкючает в себя комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и граждан.
Государство, закрепляя административную правосубъектность общественных объединений, тем самым определяет виды административных отношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.
Государство не руководит деятельностью общественных объединений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а последних - в деятельность указанных органов и их должностных лиц.
Но тем не менее государство контролтрует деятельность общественных объединений по вопросам членства, собственности, бюджета, контролирует источники их средств и т.д.
Общественные отношения между общественными объединениями и государством урегулированы нормами права и не носят характера подчинения или субординации.
Вместе с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений. Общественные объединения, например, вправе учавствовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников; вносить предложения в органы государственной власти и т.д.
Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах учавствуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным (пример).

Права общественных объединений:

- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- учасвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;
- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников (других граждан) в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
- выступаит с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
- участвовать в избирательных компаниях. и т.д.

Обязанности общественных объединений.

- соблюдать законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, свой устав и другие правовые нормы;
- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
- ежегодно информировать соответствующие органы о продолжении своей деятельности с указанием соответствующей информации об объединении;
- представлять по запросу соответствующего органа годовые и квартальные отчеты о своей деятельности, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения;
- допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;
- оказывать содействие контролирующему органу в ознакомлении с деятельностью общественного объединения.

Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений.

За деятельностью общественных объединений осуществляют надзор и контроль следующие органы:
1. Прокуратура. Осуществляет надзор за соблюдением законов.
2. Орган, регистрирующий общественные объединения. Осуществляет контроль за уставными требованиями.
3. Финансовые органы. Контролируют источники доходов, размеры получаемых средств, уплату налогов.
4. Экологические, пожарные, эпидемиологические и другие органы. Осуществляют надзор и контроль за выполнением существующих норм и стандартов.

За нарушения Конституции РФ, за нарушения законодательства РФ или за нарушения других правовых норм деятельность общественных объединений, по решению суда, может быть приостановлена или ликвидирована.(Деятельность приостанавливается и по решению органов, которые осуществляют контроль и надзор за деятельностью общественных объединений).

Случаи ликвидации общественных объединений.

- за насильственное изменение основ конституционного строя;
- за нарушение целостности РФ;
- за подрыв безопасности государства;
- за создание вооруженных формирований;
- за разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- при нарушении прав и свобод граждан;
- при неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Вывод: Общественные объединения представляют собой добровольные, самоуправляемые, некомерческие формирования, которые образуются на основе общности интересов граждан, закрепленных в уставе и которые принимают участие в государственном управлении путем реализации своих прав и обязанностей.

Вопрос 3. “Предприятия и учреждения - как субъекты административного права.

Предприятия и учреждения являются коллективными (коллегиальными) субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права. В отличии от органов исполнительной власти они не осуществляют руководство, а выполняют функции в экономической, социально-культурной и иных сферах для удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства.
Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Это самостоятельный хозяйственный субъект или коммерческая организация.
Учреждение - это некоммерческая организация, которая выполняет функции социально-культурного или административно-политического характера.
Учреждения создают ценности в основном непроизводственного характера (учреждения здравоохранения, образования), или обеспечивают правопорядок в государстве (суд, прокуратура).

В зависимости от видов собственности предприятия (учреждения) подразделяются на :

- государственные (федеральные или субъектов РФ);
- муниципальные (районного, городского, поселкового и сельского значения;
- частные (торговая точка с вывеской “ЧП”);
- общественные (предприятие, образованное общественным объединением - санаторий);
- смешанных форм собственности (комерческий банк, где имеются вклады физических и юридических лиц).

В зависимости от организационно-правовых форм предприятия (учреждения) подразделяются на:

- полные товарищества и товарищества на вере (новый вид предприятий, когда долю вкладывают все или часть не вкладывают, но им доверяют - примеров нет);
- общества с ограниченной ответственностью (О.О.О. - “Сибирский вексельный центр”);
- открытые и закрытые акционерные общества (различные коммерческие и некоммерческие банки);
- государственные и муниципальные (федеральные и местные);
- производственные кооперативы (магазины кооп. торга).

В зависимости от специфики предприятия и учреждения подразделяются на:

- промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.);
- сельскохозяйственные (колхозы, совхозы, фермерские хозяйства);
- строительные (управления, кооперативы);
- транспортные (автомобильного, железнодорожного, водного транспорта, гражданской авиации и др.);
- связи (узлы связи, почтамты, телеграфы и др.);
- торговли (универмаги, гастрономы);
- жилищно-комунальные предприятия (ЖЭУ, ЖЭК и др.).

В Гражданском кодексе РФ обозначены так называемые унитарные предприятия (государственные и муниципальные). - ст. 113 ГК.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. (Например, завод оборонной промышленности по виду собственности - это государственное предприятие, а по способу управления - унитарное предприятие (государство доверило администрации этого завода осуществлять управленческие функции от тмени государства).
Унитарные предприятия могут учреждать в качестве юридических лиц дочерние предприятия.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться также в таких организационно-правовых формах как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. В отличии от унитарных, они относятся к корпоративным организациям. С точки зрения ГК эти организации не являются предприятиями хотя и выполняют функции предприятий.

Административно-правовой статус предприятия (учреждения).

Правовой статус предприятия определяется нормами ряда отраслей права, но приимущественно административным правом, гражданским правом и трудовым правом.
Административно-правовой статус предприятия включает в себя действия по созданию предприятия и управлению его деятельностью.
К числу таких действий следует отнести:
- создание (учреждение) предприятия. Учредительным документом предприятия является устав предприятия (объяснить какие сведения там имеются).
- государственная регистрация. Осуществляется по месту нахождения предприятия местным органом государственной власти (какие документы для этого нужно);
- получение разрешение на занятие хозяйственной деятельностью (выдает местный орган государственной власти);
- формирование органа управления делами предприятия. Органом управления предприятия или учреждения является администрация, возглавляемая руководителем и осуществляющая функции оперативного управления этим предприятием (это касается государственного предприятия, в негосударственных предприятиях органом управления может быть и коллегиальный орган, например, общее собрание, совет директоров и т.д.);
- определение круга вопросов и полномочий вышестоящих государственных органов в отношении предприятия (если предприятие государственное, то вышестоящие органы гос. управления осуществляют управление предприятием. Если же предприятие не государственное , государство осуществляетв отношении него государственное управление);
- ведение и представление бухгалтерской и статистической отчетности.

Гарантии прав предприятий:

- недопущение отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесобразности;
- запрет на вмешательство органов государства в деятельность предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- защита имущества предприятия от незаконного изъятия;
- недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции.

Предприятия (учреждения) независимо от видов собственности и организационно-правовых форм, обязаны соблюдать законы и иные административно-правовые акты (законодательство об охране окружающей Среды, земельное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и т.д.).
Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением соответствующего законодательства и в этой части могут вмешиваться в деятельность предприятий, применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, предусмотренные законодательством, вплоть до закрытия предприятия.

Вывод: В государственном управлении принимают участие различные субъекты административного права, наделенные соответствующими правами и обязанностями, которые позволяют им активно участвовать в общественной жизне, удовлетворять свои материальные и социально-культурные потребности.

Hosted by uCoz