Тема № 12 “Производство по делам об административных правонарушениях”.

План лекции.

1. Понятие, задачи и основные принципы производства по делам об административных правонарушениях.
2. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

Литература:

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, 1998г. (Коментарий).
А.П.Коренев “Административное право”. Учебник, М., 1997г.
А.П.Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М.Козлов.”Административное право”. Учебник, 1999г.
Д.Н.Бахрах “Административное право”. Учебник, 2000 г.
А.Б.Агапов “Федеральное административное право России”. Курс лекций, 1997г.
Л.В. Труханович “Административное право”. Пособие для подготовки к экзаменам (конспект лекций). М., 1998г.
А.П. Коренев, Д.Ф. Богатов “Административное право”. Альбом схем. М., 1997г.

Вопрос 1. Понятие, задачи и основные принципы производства по делам об административных правонарушениях.

Административный процесс имеет различные виды административных производств. Это:
- производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан;
- производство по делам о поощрениях;
- производство по делам о дисциплинарных проступках;
- производство по делам об административных правонарушениях;
Из перечисленных административных производств мы с вами рассмотрим лишь одно производство - производство по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях - это совокупность осуществляемых на основе закона процессуальных действий, состоящих в рассмотрении, разрешении дел об административных правонарушениях и исполнении вынесенных по ним постановлений о наложении административных взысканий.
Производство по делам об административных правонарушениях наиболее полно урегулировано нормами административного права (материальными и процессуальными). Основной такой нормой является КоАП РСФСР.
Принятый в 1984 году, он по своему содержанию уже не отвечает требованиям сегодняшнего дня, хотя многие содержащиеся в нем нормы действуют и сегодня. Ведется работа по подготовке КоАП РФ в новой редакции.
КоАП, однако, не является единственным правовым актом, регулирующим отношения в области административно - процессуальной деятельности. По ряду вопросов подобного характера принимались законы РФ, постановления Правительства (например, в законе об административной ответственности в области производства и оборота спирта и алкогольной продукции указаны процессуальные меры реализации этого закона, т.е. в законе отражено производство по таким правонарушениям). Кроме того, наряду с КоАП действует Таможенный кодекс РФ, в котором содержатся правовые нормы, регламентирующие производство по делам о нарушении таможенных правил с учетом их специфики.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях ( ст. 225 КоАП РСФСР )

- своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;
- разрешение его в точном соответствии с действующим законодательством;
- обеспечение исполнения вынесенного по делу постановления;
- выявление причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения;
- предупреждение правонарушений;
- укрепление законности и воспитание граждан в духе соблюдения законов.
В задачах производства реализуются охранительная, предупредительная и воспитательная функции законодательства об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях базируется на следующих основных принципах:

1. Принцип законности. Сущность данного принципа заключается в том, что применение норм права или иная форма реализации правовых норм должны соответствовать закону.

2. Принцип объективности. Принцип объективности означает всестороннее и полное исследование всех обстоятельств рассматриваемого дела.

3. Принцип равенства. Суть данного принципа заключается в административно-процессуальном статусе субъектов, согласно которому все равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств.

4. Принцип гласности. Данный принцип закреплен в ст. 229 КоАП РСФСР, согласно которой: “Дело об административном правонарушении рассматривается открыто...” Исключения составляют случаи, когда открытое рассмотрение дела противоречит интересам охраны государственной тайны.

5. Принцип своевременности (оперативности). Своевременное выяснение обстоятельств каждого дела означает соблюдение установленных административно-правовыми нормами процессуальных сроков, которые должны обеспечить неотвратимость наказания виновных, предупреждения новых правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях бывает двух видов.

1. Исключительное производство. (упрощенное, ускоренное).
Исключительное производство применяется при незначительных, не опасных правонарушениях. В ст. 237 КоАП РСФСР перечислены правонарушения, по которым может быть применено исключительное производство. В основном это нарушения правил дорожного движения. При исключительном производстве административный протокол не составляется. Правонарушение рассматривается и административное взыскание налагается на месте совершения административного правонарушения.
Но исключительное производство будет иметь место только тогда, когда нарушитель не оспаривает свою вину, соглашается с вынесенным наказанием и в состоянии уплатить штраф на месте совершения правонарушения.

2. Обычное производство. (особое, усложненное).
Такое производство имеет 4 стадии:
- возбуждение и расследование дела;
- рассмотрение и принятие решения;
- обжалование и опротестование;
- исполнение постановления по делу.

В процессе административного производства могут возникать различные обстоятельства, влияющие на юридическую оценку действий лиц, совершивших противоправные деяния, либо исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 227 КоАП РСФСР производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств:

1. Отсутствие события и состава административного правонарушения. Отсутствие события административного правонарушения означает не что иное, как отсутствие каких - либо данных, подтверждающих сам факт административного проступка. Отсутствие состава административного правонарушения означает, что несмотря на то что событие имело место, в нем нет признаков, совокупность которых образует состав административного проступка.

2. Не достижение лицом, на момент совершения административного правонарушения, 16 летнего возраста. Административная ответственность наступает лишь по достижении нарушителем 16 летнего возраста на момент совершения проступка. При длящемся правонарушении возраст нарушителя определяется на момент окончания нарушения. Лицо считается достигшим того или иного возраста в ноль часов суток, следующих за днем его рождения.

3. Невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие. Невменяемость определяется законом как особое психическое состояние субъекта в момент совершения административного правонарушения, вызванное болезненными нарушениями психики такой глубины, при которой лицо лишается способности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими. Невменяемость, несмотря на медицинское содержание, является юридическим (правовым) понятием, и окончательное решение вопроса о невменяемости субъекта административного правонарушения является компетенцией органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях (по заключению специалиста-эксперта).

4. Действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны. Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное КоАП или другими нормативными актами, но действовавшее в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны, т.е. действовавшее в целях устранения опасности, если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред, или путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. (Более подробно см. ст.ст. 18,19 КоАП РСФСР).

5. Издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания. Производство по делу исключается, т.е. оно не начинается, а начатое прекращается в случае издания законодательного акта (в том числе и амнистии), устраняющего применение административного взыскания. Пределы применения амнистии указываются в тексте соответствующего акта.

6. Отмена акта, устанавливающего административную ответственность.
Ответственность лица, совершившего административный проступок, определяется законодательством, действующим во время совершения нарушения, за исключением случаев, предусмотренных ст 9 Кодекса (об обратной силе актов, смягчающих или отменяющих ответственность за административные правонарушения). Действие таких актов распространяется и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.
В случае отмены акта, устанавливающего административную ответственность, находящееся в производстве дело подлежит прекращению на любой стадии. Если вновь принятый акт смягчает ответственность. производство продолжается в обычном порядке, но взыскание определяется в соответствии с более поздним актом.

7. Истечение к моменту рассмотрения дела 2 месяцев со дня совершения или выявления административного правонарушения. При исчислении сроков давности привлечения к административной ответственности принимаются в расчет те сутки, когда было совершено правонарушение. Давностный срок истекает в 12 часов ночи последних суток установленного срока. Давностные сроки в отношении конфискации, произведенной за нарушение таможенных правил, регулируются Таможенным кодексом РФ. (Более подробно см. ст.38 КоАП).

8. Наличие по тому же факту: постановления о наложении административного взыскания, не отмененного решения товарищеского суда, не отмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, уголовного дела.

9. Смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.

Дело об административном правонарушении может быть прекращено и по другим основаниям (см. ст.ст. 21, 22, 233 КоАП).
Наступление указанных обстоятельств (хотя бы одного) влечет за собой следующие правовые последствия: производство не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Вывод по вопросу. Производство по делам об административныхправонарушениях осуществляется на строго определенных принципах, имеет свои задачи и способствует укреплению законности и дисциплины в государственном управлении.

Вопрос 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

Лица, учавствующие в производстве по делам об административных правонарушениях указаны в главе 20 КоАП РСФСР. Их административно-правовой статус закреплен в ст.ст. 247-253 КоАП. К таким лицам относятся:
- лицо, в отношении которого ведется производство по делу;
- потерпевший;
- законный представитель;
- адвокат (защитник);
- свидетель;
- эксперт;
- переводчик.
Кроме перечисленных лиц в производстве по делам об административных правонарушениях учавствуют и другие лица:
- понятые, когда производится изъятие чего-нибудь;
- специалист, когда необходимы специальные познания в той или иной области;
- должностное лицо, который возбуждает и расследует праонарушение;
- должностное лицо, который рассматривает административное правонарушение и принимает по нему решение;
- прокурор, при осуществление надзора.
Но их административно-правовой статус не закреплен в КоАП РСФСР. Рассмотрим участников производства более подробно.

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 247).

В этой статье изложены права и обязанности правонарушителя. Правонарушитель вправе:
- знакомиться с материалами дела;
- давать объяснения;
- представлять доказательства;
- заявлять ходатайства;
- при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью;
- выступать на родном языке;
- обжаловать постановление по делу.

Конкретно об обязанностях в ст. 247 ничего не сказано, но по содержанию следует понимать, что правонарушитель обязан:
- являться по вызову соответствующего органа (должностного лица);
- оповещать соответствующие органы о невозможности прибытия по вызову;
- отвечать на поставленные вопросы.

При этом следует учитывать презумпцию невиновности, т.е. правонарушитель не обязан доказывать свою невиновность, а его вину обязаны доказать соответствующие органы.

Из диспозиции статьи следует, что правонарушитель имеет право на защиту только при рассмотрении дела. Но в ст. 48 Конституции указывается, что каждому гарантируется юридическая помощь, и что каждый задержанный вправе пользоваться услугами адваката с момента задержания (надо полагать, что задержанный и за административное правонарушение). Из этого следует, что теперь административный правонарушитель может пользоваться услугами адваката на любой стадии производства по делу.

Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Дело может быть рассмотрено и без присутствия правонарушителя, но только в том случае, когда правонарушитель извещен о рассмотрении дела своевременно и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Но за опасные правонарушения (ст.ст. 49, 158, ч.3.162, 165 и другие), когда присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности обязательно, правонарушитель подлежит принудительному приводу (если он уклоняется от явки без уважительных причин).
Законодательством могут быть предусмотрены и другие случаи, когда явка лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательна.

2. Потерпевший (ст. 248).

Это физическое или юридическое лицо, которому административное правонарушение причинило физический, имущественный или моральный вред.
Орган (должностное лицо), ведущий производство по делу об административном правонарушении, обязан учитывать реально нанесенный вред. Причиненный вред должен учитываться при определении тяжести проступка и меры взыскания. Лицо может быть признано потерпевшим на любой стадии производства по делу соответствующим органом (должностным лицом).

Потерпевший имеет право:
- знакомиться со всеми материалами дела;
- заявлять ходатайства;
- приносить жалобу на постановление по делу.
Потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля по делу в соответствии со ст. 251 КоАП. Свидетельские показания потерпевшего имеют важное значение для квалификации административного проступка.

3. Законные представители (ст. 249).

Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).
Законные представители должны быть удостоверены необходимыми документами. В качестве таких документов могут выступать паспорт, свидетельство о рождении, решение суда об установлении усыновления, решение об установлении опеки или попечительства.
Законные представители совершают от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенным лицом в возрасте до 18 лет, участие его законного представителя в производстве обязательно. В случае уклонения от явки законный представитель несовершеннолетнего может быть подвергнут приводу.
В ст. 249 определен административно-правовой статус законного представителя физического лица. Но по административному законодательству в качестве правонарушителя или потерпевшего может выступать и юридическое лицо. А значит существуют и законные представители юридического лица.
В качестве таковых могут выступать руководители юридического лица, и иные лица, у которых полномочия представителя подтверждается соответствующими документами.

4. Адвокат (ст. 250).

Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, может участвовать адвокат (защитник). Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией. Адвокат вправе:
- знакомиться со всеми материалами дела;
- заявлять ходатайства;
- по поручению лица приносить от его имени жалобы на постановление по делу.
Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи.
Кроме того, согласно закона “Об адвакатуре” (ВВС РСФСР № 48 - 80г.), он вправе запрашивать через юридическую консультацию справки, характеристики и иные документы, необходимые для оказания юридической помощи.

Адвокат обязан:
- точно и неуклонно соблюдать закон;
- использовать все способы и средства для оказания помощи своему подзащитному.
Адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.
Юридическую помощь может оказывать не только адвакат, но и представитель (не путать с законным представителем). Полномочия представителя удостоверяются доверенностью.

5. Свидетель (ст.251).

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу.
В качестве свидетеля могут быть допрошены работники милиции, дружинники и иные лица, которые пресекли правонарушение. задержали правонарушителя или совершили другие действия процессуального характера.
В качестве свидетелей могут быть допрошены и лица, не достигшие 16 лет, а в исключительных случаях и малолетние (При опросе таких свидетелей должны присутствовать родители, воспитатели или учителя).

Свидетель обязан:
- явиться по вызову в указанное время;
- давать правдивые показания;
- сообщить все, что ему известно по делу;
- отвечать на поставленные вопросы.

Согласно ст. 51 Конституции свидетель имеет право не давать показания против самого себя, против своего супруга или близкого родственника.
При производстве по делам об административных правонарушениях не предусмотрено предупреждение свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Так же не предусмотрены последствия, в случае уклонения свидетеля от явки по вызову (Хотя Алехин, Кармолицкий и Козлов утверждают, что свидетель предупреждается об ответственности за дачу ложных показаний, а в случае неявки по вызову - подлежит принудительному приводу).
При производстве по делам об административных правонарушениях, в ряде случаев, свидетели выступают в роли понятых. В административном законодательстве не закреплен административно-правовой статус понятого. В качестве такового привлекается лицо, незаинтересованное в исходе дела. Понятые учавствуют в деле при производстве различных административно-процессуальных действий - при осмотре помещений, досмотре транспортного средства, изъятии вещей и документов и т.д. Он вправе делать заявления и замечания по поводу проводимого действия.

6. Эксперт (ст. 252).

Эксперт назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях.
Это не заинтересованное в исходе дела лицо. Экспертом может быть как сотрудник экспертного учреждения, так и иное сведующее лицо, привлекаемое к экспертному исследованию.

Эксперт вправе:
- знакомиться с материалами дела (которые касаются исследования);
- заявлять ходатайства (по поводу необходимых материалов для исследования);
- задавать участникам производства вопросы, касающихся экспертизы (с разрешения соответствующего должностного лица).

Обязанности эксперта:
- явиться по вызову;
- дать объективное заключение на поставленные вопросы.

По административному законодательству не предусмотрена ответственность за отказ эксперта от дачи заключения или за заведомо ложное заключение. Он также не предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, так как в природе ее пока не существует. (Хотя по учебнику Алехина такая ответственность существует почему - то).
Кроме эксперта, для проведения определенного иследования, может быть приглашен и специалист, который обладает специальными познаниями в той или иной области. В административном законодательстве правовой статус специалиста не определен, но он обладает такими же правами и обязанностями, что и эксперт.

7. Переводчик (ст. 253).

Это любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками (в том числе и глухонемого), знание которых необходимы для перевода при производстве.
Переводчик назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

Обязанности переводчика:
- явиться по вызову;
- осущесвить точный перевод при осуществлении производства.

Административным законодательством пока так же не отрегулирован вопрос об ответственности переводчика за заведомо неточный перевод и отказ явиться по вызову.
Переводчик вправе отказаться от участия в производстве, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода.

Вывод:

Hosted by uCoz